Запорожская Сечь – описание законов и нравов в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

Запорожская Сечь — описание законов и нравов в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

  • Сочинения
  • Гоголь
  • Запорожская Сечь, сформировавшаяся за днепровскими порогами, являлась общественно-политической и военно-административной организацией украинского казачества. Об этой вольнице украинской земли, разместившейся на нескольких островах, знала вся Европа. Н.В. Гоголь сумел очень ярко и правдиво описать её нравы и обычаи в своей повести «Тарас Бульба».

    Именно на Запорожскую Сечь отправляется старый Тарас вместе с юными сыновьями, желая сделать из них настоящих мужчин. Ему было прекрасно известно, что в кровавых сражениях закаляется характер, совершенствуется сноровка, крепнет дружба и осознаётся верность долгу.

    Казацкая республика встретила их напряжённой трудовой жизнью: они были оглушены стуком пятидесяти кузнецких молотов, раздававшимся одновременно из двадцати пяти кузней. Данный звук сливался с мощными голосами, музыкой и смехом. А прямо посреди дороги спал, живописно раскинувшись, казак.

    Но не только этим поразила сыновей Бульбы Сечь. Ведь лишь на первый взгляд казалось, что там нет никаких правил и порядка, а казаки в период между военными походами безудержно гуляют и пьют. На самом же деле Запорожская Сечь имела чёткую структуру: состояла из куреней – войсковых подразделений, каждым из которых управлял куренной атаман. Руководил же всеми старшина.

    Действовали в казацкой вольнице и строгие законы. Их необходимо было соблюдать всем без исключения. Например, должника приковывали к пушке, а вора привязывали к позорному столбу и каждый, кто проходил мимо, бил его кием, лежащим рядом. Таким образом проворовавшегося забивали до смерти. Однако наиболее жестокая кара ждала того, кто совершил смертоубийство: его живьём закапывали в яме с гробом убитого им человека.

    Запорожцы равнодушно относились к роскоши и не любили обременять себя военными упражнениями. Изредка они утраивали конные перегоны или стреляли в цель. Считалось, что опыт и мастерство приходят в битвах (которые из-за этого почти не прекращались). Молодые казаки овладевали ратной наукой в бою: учились виртуозно владеть саблей, метко стрелять, биться врукопашную или вести облогу.

    Запорожцы ценили свободу, своё казацкое братство, до последней капли крови защищали веру и родную землю. Долг перед Отчизной-матерью был для них важнее личных интересов, потому предателей, переметнувшихся на сторону врагов, они наказывали незамедлительно и беспощадно.

    Образ запорожской сечи в повести Тарас Бульба

    В произведении Николая Васильевича Гоголя «Тарас Бульба» описываются события, которые происходили на украинской земле во времена Запорожской Сечи. Не удивительно, что автор проявляет повышенный интерес к Украине, ведь сам он уроженец этой страны.

    Запорожская Сечь заняла особое место в творении автора. Вследствие семейной традиции, предком Николая Васильевича был гетман Запорожской Сечи. В детстве и юности он часто слышал истории о жизни казаков, и постепенно собрал образ жителей Запорожской Сечи и их быта. Свои знания и представления он изложил в повести «Тарас Бульба». Эти люди жили, опираясь на свои крайне строгие правила. Нарушители этих правил подвергались жестоким наказаниям.

    Центральным персонажем повести выступает свободолюбивый казак, полковник – Тарас Бульба. Он отчаянно верит в благое влияние на становление личности казацкого парубка Запорожской Сечи. Она состояла из отдельных независимых куреней.

    Управлялись курени куренными атаманами. Они ведали всем: деньгами, едой, одеждой. У обычных казаков ничего не хранилось, все передавалось для хранения куренному атаману. Было еще одно руководящее лицо – кошевой старшина. Он назначался на должность в результате выбора казаков.

    Запорожская Сечь олицетворяла мечты о независимости украинского народа. Это можно проследить в каждом эпизоде повести, в которой прославляются жизненные устои казаков. Их строгость и беспристрастные законы, с которыми мы сталкиваемся во время чтения, восхищают читателя.

    Эти принципы отчетливо просматриваются на примере родных сыновей Тараса Бульбы – Остапа и Андрея. Несмотря на свою молодость, Остап является очень хорошим казаком, и уже успевает стать куренным атаманом. Примером второго сына, Андрея, является предательство и измена своей Родине и принципам. Он решил принять сторону вражеского государства. Тарас Бульба настолько тверд в своей жизненной позиции, что предательство не может простить даже собственному сыну. Он принимает решение убить его собственными руками. Самым страшным проступком для казака атаман считает измену. Сам же атаман так предан своим идеям, что выручая из плена своих товарищей, гордо гибнет во вражеском огне.

    Это произведение стало яркой картиной того времени, когда Запорожская Сечь вынуждена была сражаться за права казаков и свободу родной земли. Превыше всего в людях ценились тогда верность, преданность и отвага.

    Другие темы: ← Ревизор — история создания↑ ГогольХарактеристика и образ Пирогова в повести Невский проспект →

    Законы и структура Сечи

    Между битвами Запорожская Сечь – место безостановочного пиршества, пьянки и разгула. Автор сравнивает ее с балом, праздником, шумным и не имеющим конца. Но это только внешнее восприятие, на самом деле все гораздо сложнее. Законы жизни строгие и не позволяющие их нарушения. Необыкновенное создание имело строгую структуру. Сечь, как военный стан, объединяла курени – войсковые подразделения. У каждого куреня свое жилье. Во главе стоял атаман – куренной. Он отвечал и контролировал деньги, топливо, заботился об одежде и питании. У казаков ничего не было личного, все отдавали атаману. Таких отделений было примерно 60. Над всеми куренями стоял старшина. Его должность была выбираемой. Такая система строилась на самоуправлении. Ценились в Запорожье вольность, товарищество, уважение мнения старших.

    Законы не позволяли казаку забывать смысла казачьего братства:

    • воровство каралось поркой у столба.
    • не отдавших долг приковывали цепь к пушке, спасти должника мог товарищ.
    • смертоубийство – закапывание живым вместе с тем, кого убил.
    • Суровые законы утверждены для воспитания уважения внутри братства, мужественности и стойкости.

    Популярные сочинения

    • Сочинения по творчеству Шолохова
      Шолохов – один из важнейших писателей для Российской литературы. В своих произведениях Шолохов показывал родину своего времени именно такой, какой она и являлась, без каких бы то ни было масок
    • Сочинение на тему Левша — народный герой 6 класс
      После прочтения повести Левша, мною овладевают весьма печальные чувства, главный герой, если и является народным, то такому народу следует только сочувствовать
    • Школа моей мечты — сочинение (5 класс)
      Я учусь в самой обыкновенной школе. Куда хожу без особого желания, как и некоторые другие школьники. Ведь школа у нас темная. Учителя у нас хорошие, некоторые даже очень нравятся.

    Школа жизни

    В Запорожье привозят сыновей, как это сделал Тарас Бульба. Старый полковник соскучился по товарищам. Сечь учит всему, что должен знать и уметь казак.

    Сечь – это труд. Большое количество кузней стуком встречает въезжающих. У каждого казака должно быть свое оружие, без мастеров кузнечного дела не обойтись. Кожемяки готовят одежду, ремни, обувь. Они сильными движениями мнут шкуры волов.

    Какие еще профессии обязательны в Запорожье:

    • судостроители;
    • рудокопы;
    • торговцы.

    Трудовые будни перемешиваются с воинским делом: скачки, стрельба, рукопашные бои. Молодых парней учат владеть саблей, управлять конем, метко стрелять. Кроме этого жизнь среди мужчин помогает овладеть полезными умениями.

    У современного читателя Запорожская Сечь вызывает двойственное впечатление. С одной стороны, место пьянки, разгула и праздника, но это только внешнее восприятие. Сечь – место рождения воли, богатырских характеров, истинной преданности Отчизне. Казачество изменило всю Русь.

    Что такое Запорожская сечь – сочинение

    Повесть «Тарас Бульба», написанная Н. В. Гоголем, описывает события происходящие, в среде запорожских казаков. Запорожская Сечь представляется казацкой республикой со своими порядками и обычаями. Это своеобразное царство свободы и равенства.

    Автор на протяжении всей повести прославляет законы этой земли. Он называет Сечь «гнездом», откуда появляются гордые и крепкие воины, а также местом, откуда на всю Украину распространяется воля и казачество.

    Запорожская Сечь в повести описана как место праздного существования. Здесь все время проходят пиршества и гуляния, но при этом сохраняются строгие и справедливые законы. Казаки считались народом вольным и разгульным, и место, где они могли по-настоящему чувствовать себя как дома, было именно в Запорожье.

    Сюда со всей Украины приезжали казаки в поисках приюта. Старые казаки приезжали провести время со старыми друзьями. А молодые здесь могли набраться опыта у старшего поколения.

    Так поступили и главные герои пьесы – Тарас Бульба с сыновьями Остапом и Андрием. Старый казацкий полковник давно не видел давних боевых товарищей и очень соскучился по ним. Для сыновей же он считал Запорожье лучшей «школой жизни».

    Сечь встретила их дружелюбно трудовыми буднями. Сразу при въезде они увидели более двадцати кузниц, откуда издавался оглушительный стук кузнечных молотов. Это и понятно. Ведь для того, чтобы обмундировать сотни тысяч казаков требовалась работа многих кузнецов.

    Помимо кузнецов на улицах встречались и кожемяки, мывшие своими сильными руками воловьи шкуры. Были и добытчики руды, и торговцы порохом, и строители судов. Сам же город представлял собой суровую крепость, где готовили молодых воинов. Здесь не давалось много времени на обучения.

    Молодые казаки сразу приступали к сражениям, которые здесь почти не прекращались. В перерывах они не любили браться за учебные дисциплины, только за стрельбу и иногда за лошадиные гонки. К тому же им нужно было овладеть саблей, меткой стрельбой, рукопашным боем и прочими полезными умениями.

    Запорожская Сечь отличалась суровыми нравами и законами. Так, например, за кражу казака могли забить насмерть, за долги могли приковать цепями, пока кто-нибудь из товарищей не выкупит или не отдаст долг.

    Однако самое страшное наказание было предусмотрено за смертоубийство. За это казака могли заживо похоронить с гробом убитого им человека. Считалось, что такие суровые законы учили молодых воинов уважать друг друга, быть мужественными и стойкими.

    Именно эти качества были необходимы настоящему казаку. Жестокое наказание ждало и изменника веры и родины. По этой причине Тарас Бульба собственноручно убил своего младшего сына Андрия.

    Викторина с ответами по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»

    Викторина с ответами по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».

    1.Где происходит действие повести «Тарас Бульба»? (На Украине)

    2.Назовите основную тему повести? (героическая борьба украинского народа с польской шляхтой)

    3.Стиль написания повести? (эпический сказ)

    4.Почему повесть Н.В.Гоголя можно назвать героической? (повествуется о борьбе украинского народа )

    5.Исторические времена, отображенные в повести« Тарас Бульба»?.( XVII век., когда запорожские казаки самоотверженно боролись против угнетателей народа)

    6.Как называет Гоголь Запорожскую Сечь? (гнездо)

    7.Что сделал с Андрием Тарас в ответ на предательство? (убил его)

    8.Назовите причину предательства Андрия. (любовь)

    9.Чей портрет? «Выносил все терзания и пытки, как исполин. Ни крика, ни стона не было слышно даже тогда, когда стали перебивать ему…кости». (Остап)

    10.Кому из героев принадлежат слова? «Терпи, козак, — атаманом будешь!», «Есть еще порох в пороховницах?»

    11.Назовите героя повести. «…. Мужественное лицо его, недавно исполненное силы и непобедимого для жён очарования, все ещё было выражало чудную красоту; чёрные брови, как траурный бархат, оттеняли его побледневшие черты». (Андрий)

    12. Кому из героев принадлежат слова? «Хочется мне вам сказать, панове, что такое есть наше товарищество….Нет уз святее товарищества! Отец любит своё дитя, мать любит своё дитя, дитя любит отца и мать. Но это не то братцы: любит и зверь своё дитя. Но породниться родством по душе, а не по крови может один только человек…» (Тарасу Бульбе)

    13.Назовите героя. «Четыре раза закапывал он свой букварь в землю, и четыре раза, отодравши его бесчеловечно, покупали ему новый. Но, без сомнения, он повторил бы и в пятый, если бы отец не дал ему торжественного обещания продержать его в монастырских служках целые двадцать лет и не поклялся наперед, что он не увидит Запорожья вовеки, если не выучится в академии всем наукам» (Остап)

    14. Назовите героя. «Он учился охотнее и без напряжения, с каким обыкновенно принимается тяжелый и сильный характер. Он был изобретательнее своего брата; чаще являлся предводителем довольно опасного предприятия и иногда с помощию изобретательного ума своего умел увертываться от наказания» (Андрий)

    15.Назовите место. «…представляла необыкновенное явление. Это было какое-то беспрерывное пиршество, бал, начавшийся шумно и потерявший конец свой. Некоторые занимались ремеслами, иные держали лавочки и торговали…» (Запорожская сечь)

    16. Кому из героев принадлежат слова? « Ничего, паны-братья, мы отступим. Но будь я поганый татарин, а не христианин, если мы выпустим их хоть одного из города! Пусть их все передохнут, собаки, с голоду!» (Кошевому)

    17. О ком идет речь?. «…увидел стоящую у окна красавицу, какой еще не видывал отроду: черноглазую и белую, как снег, озаренную утренним румянцем солнца. Она смеялась от души, и смех придавал сверкающую силу ее ослепительной красоте…». (Панночка)

    18.Чьи это слова? «Батько! Где ты? Слышишь ли ты?» (Остапа)

    19. Какие мысли и чувства Гоголя выражены в словах: «Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая пересилила бы русскую силу!»( восхищение писателя мужеством и величием людей, боровшихся за свободу и счастье своего отечества и отдававших за него жизнь)

    20. Назовите литературный прием, используемый автором в данном отрывке. « Сквозь тонкие, высокие стебли травы сквозили голубые, синие и лиловые волошки ; жёлтый дрок выскакивал вверх своею пирамидальною верхушкою; белая кашка зонтикообразными шапками пестрела на поверхности; занесённый бог знает откуда колос пшеницы наливался в гуще.» (пейзаж)

    Сочинение Образ запорожской сечи в повести Тарас Бульба

    В повествовании «Тарас Бульба» Николай Васильевич Гоголь описывает происходящие на Украине в период Запорожской Сечи. Этот его интерес, к Украине, закономерно вытекающий из того, что сам Гоголь родился и вырос на украинской земле.

    Особое внимание автор уделял Запорожской Сечи. Следуя семейному приданию, Николай Васильевич был одним из потомков гетмана Запорожской Сечи. По мере того, как автор узнавал историю казацкой жизни, у него складывался образ о жителях Запорожской Сечи. Благодаря этому у него появилась история «Тарас Бульба», в которой рассказывается о существовании запорожских казаков в семнадцатом веке. В те времена обитатели Запорожской Сечи живут по своим очень строгим, можно сказать суровым, правилам. Все кто нарушал эти правила, очень жестоко наказывались.

    Главное место в своей повести автор отвел казаку, который любит свободу, полковнику – Тарасу Бульбе. Он непоколебимо верит в то, что самая лучшая наука для молодых людей – это Запорожская Сечь. В нее входили отдельные независимые курения.

    Главой каждого курения был куренной атаман. В его руках было все: деньги, еда, одеяние и т.д. Простые казаки у себя ничего не хранили, все отдавалось куренному атаману на хранение. Главой казацкого войска был кошевой – выборный старшина.

    Читая произведение «Тарас Бульба» перед читателем возникает Запорожская Сечь, как олицетворение мечтаний о независимой жизни украинского народа. На протяжении всего повествования Николай Васильевич прославляет нравы казаков. Он восхищается их строгими, но в то же время беспристрастными законами Запорожской Сечи. В произведении автор посвящает нас в законы и обычаи Сечи, какими бы суровыми они не были.

    Примером этому являются родные дети Тараса Бульбы – Остап и Андрей. Гоголь показывает как Остап хоть и молод, но он очень хороший казак, несмотря на свой возраст, он стал куренным атаманом. А вот Андрей полная противоположность Остапу, он стал предателем и перешел на сторону врага. Отец не может простить это даже своему родному сыну, он собственноручно убивает его. Ведь самое страшное для казака – это предательство. Сам Тарас идет на выручку своих товарищей с плена – погибает.

    В своем произведении писатель показал тяжелую жизнь запорожских казаков. Для них важна доблестная преданность родной земле.

    Вариант 2

    Для написания повести Н. В. Гоголь собрал много исторических материалов в виде народных летописей, песен и преданий. В книге автор больше всего написал о битве запорожцев с захватчиками. Героизм, воинская доблесть и вера и любовь к родине привлекает особое внимание каждого читателя.

    Книга «Тарас Бульба» – самое совершенное произведение Н. В. Гоголя. В книге автор описывает борьбу украинцев за национальное освобождение.

    Все действия разворачиваются в Запорожской сечи. В сечи казаки являются боевой силой, которую образовали сами жители. Во времена украинской битвы о степи знал каждый христианин. Запорожская сечь была родиной казаков, которая спасала каждого храбреца от позора. Запорожцы любили свободу и выступали против рабства и заточения. В повести «Тарас Бульба» автор описывает обычаи и жизнь Запорожской сечи. В свободолюбивой стране проводились битвы за независимость. Кроме битв в степи жители добывали уголь и руду, пасли стада волов и коней. Также в степи жители занимались изготовлением лодок.

    По размерам сечь делилась на 60 курени. Каждая из них являлась маленькой страной. Казаки Запорожской сечи ходили в дорогих убранствах и с саблей в руках. В республике поддерживались суровые законы и обычаи, на которые должны подчиняться все казаки. Тех, кто не подчинялся христианским заповедям, казаки применяли особое наказание. Воров забивали дубинкой, а должников привязывали к столбу и закидывали камнями. Самое страшное наказание получали убийцы путем погребения заживо вместе с убитым человеком. Казаки сечи вели вольную жизнь. Они участвовали в битве, свободное время они пили и гуляли. Самое жестокое наказание применялось на тех, кто нарушал первый закон верности родине и вере. За измену, предателей ждала смерть от руки собственных отцов.

    Герой Тарас Бульба отправил в сечь своих сыновей для обучения и верил, что они станут настоящими казаками – храбрецами. Жесткое обучение в Запорожской степи формировало суровый характер и волю, силу духа. Казаки приобретали военную сноровку, знали свой долг и хранили верность родине. Храбрецы обучались прямо во время кровавой битвы.

    Период Запорожской сечи положил начало развитию национального менталитета украинцев, для которых воспитание и закаливание характера считается достоинством.

    Также читают:

    Картинка к сочинению Образ запорожской сечи в повести Тарас Бульба

    Популярные сегодня темы

    Одно из древних сказаний о красочной новгородской жизни дошло до наших дней. В былине о Садко обычный житель Новгорода не раз совершает фантастические погружения в бездну моря и возвращается сухим и невредимым.

    Когда смотришь на произведение «Февральская лазурь» на первый взгляд, кажется, что художник изобразил самую обыкновенную зимнюю природу. На земле голубоватым покрывалом лежит снег.

    Поэма «Илиада» повествует о Троянской войне. В XIII веке до н.э племя ахейцев покорило южные районы Греции и острова Эгейского моря.

    Как известно, лес — это прекрасное место, которую обладает необъяснимой притягательностью для каждого, кто хоть раз был тут. Он приобретает определенный шарм во все времена года, однако именно зимой его запоминают больше всего.

    Больше всего на свете Некрасов любил охотиться. И вот во время одной из них ему в голову и пришла мысль создать поэму «Коробейники». И частенько вместе с ним охотились крестьяне

    Быт и обычаи запорожцев в повести «Тарас Бульба» – 3 примера сочинений

    ­ Пример сочинения 1

    Повесть «Тарас Бульба», написанная Н. В. Гоголем, описывает события происходящие, в среде запорожских казаков. Запорожская Сечь представляется казацкой республикой со своими порядками и обычаями. Это своеобразное царство свободы и равенства. Автор на протяжении всей повести прославляет законы этой земли. Он называет Сечь «гнездом», откуда появляются гордые и крепкие воины, а также местом, откуда на всю Украину распространяется воля и казачество.

    Запорожская Сечь в повести описана как место праздного существования. Здесь все время проходят пиршества и гуляния, но при этом сохраняются строгие и справедливые законы. Казаки считались народом вольным и разгульным, и место, где они могли по-настоящему чувствовать себя как дома, было именно в Запорожье. Сюда со всей Украины приезжали казаки в поисках приюта. Старые казаки приезжали провести время со старыми друзьями. А молодые здесь могли набраться опыта у старшего поколения.

    Так поступили и главные герои пьесы – Тарас Бульба с сыновьями Остапом и Андрием. Старый казацкий полковник давно не видел давних боевых товарищей и очень соскучился по ним. Для сыновей же он считал Запорожье лучшей «школой жизни». Сечь встретила их дружелюбно трудовыми буднями. Сразу при въезде они увидели более двадцати кузниц, откуда издавался оглушительный стук кузнечных молотов. Это и понятно. Ведь для того, чтобы обмундировать сотни тысяч казаков требовалась работа многих кузнецов.

    Помимо кузнецов на улицах встречались и кожемяки, мывшие своими сильными руками воловьи шкуры. Были и добытчики руды, и торговцы порохом, и строители судов. Сам же город представлял собой суровую крепость, где готовили молодых воинов. Здесь не давалось много времени на обучения. Молодые казаки сразу приступали к сражениям, которые здесь почти не прекращались. В перерывах они не любили браться за учебные дисциплины, только за стрельбу и иногда за лошадиные гонки. К тому же им нужно было овладеть саблей, меткой стрельбой, рукопашным боем и прочими полезными умениями.

    Запорожская Сечь отличалась суровыми нравами и законами. Так, например, за кражу казака могли забить насмерть, за долги могли приковать цепями, пока кто-нибудь из товарищей не выкупит или не отдаст долг. Однако самое страшное наказание было предусмотрено за смертоубийство. За это казака могли заживо похоронить с гробом убитого им человека. Считалось, что такие суровые законы учили молодых воинов уважать друг друга, быть мужественными и стойкими. Именно эти качества были необходимы настоящему казаку. Жестокое наказание ждало и изменника веры и родины. По этой причине Тарас Бульба собственноручно убил своего младшего сына Андрия.

    В наше время Запорожская Сечь ассоциируется с былинными богатырями, вошедшими в историю своей храбростью и преданностью родине. Всем известно, как героически они проявляли себя в борьбе с захватчиками. В какой-то мере именно казачество повлияло на формирование национального менталитета. Многие казацкие обычаи не мешало бы восстановить, так как они являются достойным примером наследования.

    Пример сочинения 2

    Романтика казацкого быта и обычаев нашла свое отображение в повести Н. Гоголя «Тарас Бульба». По словам В. Белинского, Гоголь в повести «исчерпал всю жизнь исторической Малороссии и в странном художественном творении навсегда воссоздал ее духовный образ». «Тарас Бульба» – часть книги «Миргород», в которую также вошли «Старосветские помешики» (описание старинной помещичьей жизни), «Ресницы» (фантастическая история) и «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» (быт и обычаи судейства). В сборнике «Миргород», как в зеркале, отражена давняя украинская жизнь с ее идеалами и неурядицами. В повести «Тарас Бульба» Гоголь выразил идеал казацкой жизни, народное стремление к национальной и социальной свободе. Он называет казачество незаурядным явлением русской силы, которое вышло из народа под огнем беды. Изображая Запорожье и жизнь казаков на Сечи, Гоголь описывает жестокий мужской быт казачества, знаменитого воинства. Он не идеализирует грозные казацкие поселения и куренях, которые возникли для обороны перед общей бедой.

    Тарас родственный со своими товарищами-казаками не по крови, а душой. Он любит обоих свои сыновей, гордится обоими, но требует от них жить по-казацки. «Добрый будет казак!» – говорит он о каждом из своих сыновей. Тарас надеется в боях воспитать сыновей, а не в семинарии. Чистое поле и добрый конь – вот воспитатели для его детей. «Видите вот эту саблю?» – спрашивает он у сыновей, – вот ваша мать!» Он считает воспитание в академиях за «невесть что» – все эти книжки, буквари и философию. Суровый и бескомпромиссный, Тарас ведет казаков на Польшу, чтобы отомстить за зло и поругание над верой и казацкой славой. Избранный кошевым атаманом, он объясняет свои суровые требования: не брать много одежды и пищи, а в бою приказывает брать только оружие, червонцы и серебро. Поведение Тараса в бою – это пример для всех казаков. Его ненависть к ляхам, которые прельстили Андрея, доходит до того, что он возвращается за колыбелью, которую потерял в битве: «Не хочу, чтобы колыбель досталась проклятым ляхам!»

    Тарас страдает, но морально поддерживает своего сына Остапа во время его гибели. Он отказывается от сына-предателя Андрея, который полюбил прекрасную дочь польского воеводы и ради нее предал своих товарищей и веру. «Я тебя породил, я тебя и убью», – говорит Тарас и стреляет в младшего сына, которым недавно так гордился. Гоголь, в отличие от казака Бульбы, жалеет Андрея, проговаривая: «И гибнет казак! Пропал для всего казацкого рыцарства! Не видеть ему больше Запорожья, родительских хуторов своих, церкви Божьей! Украине не видеть, найхрабрейшего из своих детей, которые взялись защищать ее…»
    Бульба гибнет. Его подвергли наказанию ляхи, сожгли на костре за то, что погуляв по Польше, сжег восемнадцать городков, около сорока костелов, грабил богатейшие земли и замки и в результате было потеряно много шляхты. Но старый казак не боится смерти. И его последние слова – к нам, читателям, к нашему сердцу: «Думаете, есть что-нибудь в мире, чего бы боялся казак? Подождите, придет время и вы узнаете, что такое православная русская вера!». Бескомпромиссный богатырь Бульба, всегда готов к новым победам, походам, делам, для защиты веры православной и казацкого общества. Он может стать образцом для тех, кто воспитывает в себе любовь к отчизне и мечтает о подвиге. Прислушайтесь, и вы услышите громовой голос Тараса: «Есть ли еще порох в пороховницах? Не затупились ли сабли? Не устала ли казацкая сила?…»

    Гоголь изображает быт разнообразных слоев казаков, которые приходили в войско, когда их звали «приобретать казацкую славу». Не связанные друг с другом, казаки могли за восемь дней собрать такое войско, которое не мог собрать польский король через рекрутские наборы. После похода казаки снова становились теми, кем были, – рыбачили, варили пиво, торговали или работали на земле. «Не было работы, которой бы не знал казак», – утверждает Гоголь. Смастерить телеги, сделать порох, выполнить кузнечную или слесарную работу – все это было для казаков знакомыми делами. Умели казаки и отдыхать: гуляли, пили так, «как может один только русский».

    По повести Гоголя можно изучать историю казацких имен, которых писатель приводит очень много: Шампиньон, Долото, Густой, Ремень, Бородавка, Шило, Метелица, Закрутигуба, Вертихвост, Кукубенко, Перекати-поле, Писаренко и прочие. Высочайшая хвала им из уст Бульбы звучит так: «Добрые были казаки!» По рассказу Гоголя, Сечь представляла собой бесконечный банкет, бал, который уже начался и никак не мог закончиться. Но банкет не был толпой пьяниц, в нем Гоголь находит что-то волшебное, такую волю и общительность, которых больше нигде не было. Все казаки молились в одной церкви за одну веру и готовы были защищать Сечь до последней капли крови. Первой честью для казака считалось защитить общество, поэтому помощь пленным казакам считалась обязательной.

    Сечь состояла из шестидесяти куреней. Вся власть была сосредоточена у кошевого атамана, которого называли отцом. В его руках были деньги, одежда, продовольствие. Он руководил жизнью в куренях, даже потасовками с другими куренями. В Сечи – казацкой республике, жестоко наказывались измена, мошенничество, кража. Тех, кто провинился, привязывали к столбу и клали возле него дубинку, чтобы всякий, кто проходил мимо, мог подвергнуть наказанию нарушителя. Убийц ждало наистрашнейшее наказание: убийцу живьем закапывали в землю вместе с убитым. Все должности в Сечи были выборными. Выбрав нового атамана, казаки брали в руки землю, сыпали ее на голову новоизбранного в знак его незыблемой связи с родной землей и поколениями казаков.

    О наилучших добродетелях казака рассказывает Гоголь, описывая смерть казака Кукубенко. «Ты бесчестного дела не сделал, человека в беде не бросил, защищал и сохранял мою церковь», – будто говорит Христос. Такие поступки и сегодня являются важнейшими для украинца.

    Пример сочинения 3

    Тарас Бульба представитель командного состава Запорожской Сечи ждет приезда своих сыновей с учебы. Все готовятся к приезду Остапа и Андрия и когда парни появляются родители очень рады приезду.

    Тарас Бульба начинает шутить по поводу одежды своих сыновей, которые одеты как семинаристы. С одним из сыновей у Тараса даже происходит шуточная стычка. Сыновья очень крепкие парни и отец решает им преподать другой урок. Бульба считает, что знания это хорошо, но следует им обучиться и военному делу.

    Бульба решает на следующий день отвезти сыновей в Запорожскую Сечь и поехать вместе с ними. Мать просила, чтобы она хотя бы успела побыть с сыновьями, но Бульба остался, не приклонен. Мать всю ночь просидела возле спящих сыновей, а наутро ее еле оторвали от детей.

    Так они втроем поехали в Запорожскую Сечь. Остап по дороге думал о том, как его мать переживала, провожая их, а Андрий о полячке в которую влюбился перед отъездом из Киева.

    По приезду в Сечь они увидели картину разгулья, казаки отдыхали и пили, лишь иногда стреляя по целям. Они не были обременены военным делом и занимались своими делами. Козаки хорошо восприняли молодых парней, которые физически были хорошо сложены. Они сразу окунулись с головой в разгульную жизнь казак, что очень не нравилось Бульбе.

    Тарас решил пойти против заключённого мира и пойти войной, но нынешний кошевой был против нарушения договора. Тогда Бульба решает напоить казаков и подговорить сменить кошевого на того который угоден Тарасу.

    Когда сменился кошевой, они решают идти войной на Польшу. Казаки с Запорожской Сечи начали завоевывать города, сжигать урожаи и брать измором. Именно там Андрий узнает, что в Дубне его любимая полячка, и он предает своего отца и товарищей и переходит на сторону поляк.

    Когда отец узнал он пришел в ярость, в битве он лично убивает сына Андрия. После этого Тарас становится еще жестче, а когда в страшных муках и пытках умирает Остап, он вообще сходит с ума.

    Он со своим полком разрушает все на своем пути, таким образом, мстит за смерть сына. В итоге казаков разбивают, и они разделяются на две группы. Бульба попадает в плен, но спасает своих товарищей и говорит им продолжать их дело и не соглашаться на мир. Бульба умирает с надеждой на то, что их смерть останется отомщенной.

    Образ Запорожской сечи в повести «Тарас Бульба»

    В повествовании «Тарас Бульба» Николай Васильевич Гоголь описывает происходящие на Украине в период Запорожской Сечи. Этот его интерес, к Украине, закономерно вытекающий из того, что сам Гоголь родился и вырос на украинской земле.

    1. Что такое Запорожская сечь – сочинение
    2. Сочинение Запорожская сечь в «Тарасе Бульбе»
    3. Эссе Запорожская сечь как образ повести Гоголя

    Что такое Запорожская сечь – сочинение

    Повесть «Тарас Бульба», написанная Н. В. Гоголем, описывает события происходящие, в среде запорожских казаков. Запорожская Сечь представляется казацкой республикой со своими порядками и обычаями. Это своеобразное царство свободы и равенства.

    Автор на протяжении всей повести прославляет законы этой земли. Он называет Сечь «гнездом», откуда появляются гордые и крепкие воины, а также местом, откуда на всю Украину распространяется воля и казачество.

    Запорожская Сечь в повести описана как место праздного существования. Здесь все время проходят пиршества и гуляния, но при этом сохраняются строгие и справедливые законы. Казаки считались народом вольным и разгульным, и место, где они могли по-настоящему чувствовать себя как дома, было именно в Запорожье.

    Сюда со всей Украины приезжали казаки в поисках приюта. Старые казаки приезжали провести время со старыми друзьями. А молодые здесь могли набраться опыта у старшего поколения.

    Так поступили и главные герои пьесы – Тарас Бульба с сыновьями Остапом и Андрием. Старый казацкий полковник давно не видел давних боевых товарищей и очень соскучился по ним. Для сыновей же он считал Запорожье лучшей «школой жизни».

    Сечь встретила их дружелюбно трудовыми буднями. Сразу при въезде они увидели более двадцати кузниц, откуда издавался оглушительный стук кузнечных молотов. Это и понятно. Ведь для того, чтобы обмундировать сотни тысяч казаков требовалась работа многих кузнецов.

    Помимо кузнецов на улицах встречались и кожемяки, мывшие своими сильными руками воловьи шкуры. Были и добытчики руды, и торговцы порохом, и строители судов. Сам же город представлял собой суровую крепость, где готовили молодых воинов. Здесь не давалось много времени на обучения.

    Молодые казаки сразу приступали к сражениям, которые здесь почти не прекращались. В перерывах они не любили браться за учебные дисциплины, только за стрельбу и иногда за лошадиные гонки. К тому же им нужно было овладеть саблей, меткой стрельбой, рукопашным боем и прочими полезными умениями.

    Запорожская Сечь отличалась суровыми нравами и законами. Так, например, за кражу казака могли забить насмерть, за долги могли приковать цепями, пока кто-нибудь из товарищей не выкупит или не отдаст долг.

    Однако самое страшное наказание было предусмотрено за смертоубийство. За это казака могли заживо похоронить с гробом убитого им человека. Считалось, что такие суровые законы учили молодых воинов уважать друг друга, быть мужественными и стойкими.

    Именно эти качества были необходимы настоящему казаку. Жестокое наказание ждало и изменника веры и родины. По этой причине Тарас Бульба собственноручно убил своего младшего сына Андрия.

    Сочинение Запорожская сечь в «Тарасе Бульбе»

    Особое внимание автор уделял Запорожской Сечи. Следуя семейному приданию, Николай Васильевич был одним из потомков гетмана Запорожской Сечи. По мере того, как автор узнавал историю казацкой жизни, у него складывался образ о жителях Запорожской Сечи.

    Благодаря этому у него появилась история «Тарас Бульба», в которой рассказывается о существовании запорожских казаков в семнадцатом веке. В те времена обитатели Запорожской Сечи живут по своим очень строгим, можно сказать суровым, правилам. Все кто нарушал эти правила, очень жестоко наказывались.

    Главное место в своей повести автор отвел казаку, который любит свободу, полковнику – Тарасу Бульбе. Он непоколебимо верит в то, что самая лучшая наука для молодых людей – это Запорожская Сечь. В нее входили отдельные независимые курения.

    Главой каждого курения был куренной атаман. В его руках было все: деньги, еда, одеяние и т.д. Простые казаки у себя ничего не хранили, все отдавалось куренному атаману на хранение. Главой казацкого войска был кошевой – выборный старшина.

    Читая произведение «Тарас Бульба» перед читателем возникает Запорожская Сечь, как олицетворение мечтаний о независимой жизни украинского народа.

    На протяжении всего повествования Николай Васильевич прославляет нравы казаков. Он восхищается их строгими, но в то же время беспристрастными законами Запорожской Сечи. В произведении автор посвящает нас в законы и обычаи Сечи, какими бы суровыми они не были.

    Примером этому являются родные дети Тараса Бульбы – Остап и Андрей. Гоголь показывает, как Остап хоть и молод, но он очень хороший казак, несмотря на свой возраст, он стал куренным атаманом.

    А вот Андрей полная противоположность Остапу, он стал предателем и перешел на сторону врага. Отец не может простить это даже своему родному сыну, он собственноручно убивает его. Ведь самое страшное для казака — это предательство. Сам Тарас идет на выручку своих товарищей с плена – погибает.

    В своем произведении писатель показал тяжелую жизнь запорожских казаков. Для них важна доблестная преданность родной земле.

    Эссе Запорожская сечь как образ повести Гоголя

    Для написания повести Н. В. Гоголь собрал много исторических материалов в виде народных летописей, песен и преданий. В книге автор больше всего написал о битве запорожцев с захватчиками. Героизм, воинская доблесть и вера и любовь к родине привлекает особое внимание каждого читателя.

    Книга «Тарас Бульба» — самое совершенное произведение Н. В. Гоголя. В книге автор описывает борьбу украинцев за национальное освобождение.

    Все действия разворачиваются в Запорожской сечи. В сечи казаки являются боевой силой, которую образовали сами жители. Во времена украинской битвы о степи знал каждый христианин. Запорожская сечь была родиной казаков, которая спасала каждого храбреца от позора. Запорожцы любили свободу и выступали против рабства и заточения.

    В повести «Тарас Бульба» автор описывает обычаи и жизнь Запорожской сечи. В свободолюбивой стране проводились битвы за независимость. Кроме битв в степи жители добывали уголь и руду, пасли стада волов и коней. Также в степи жители занимались изготовлением лодок.

    По размерам сечь делилась на 60 курени. Каждая из них являлась маленькой страной. Казаки Запорожской сечи ходили в дорогих убранствах и с саблей в руках. В республике поддерживались суровые законы и обычаи, на которые должны подчиняться все казаки.

    Тех, кто не подчинялся христианским заповедям, казаки применяли особое наказание. Воров забивали дубинкой, а должников привязывали к столбу и закидывали камнями. Самое страшное наказание получали убийцы путем погребения заживо вместе с убитым человеком.

    Казаки сечи вели вольную жизнь. Они участвовали в битве, свободное время они пили и гуляли. Самое жестокое наказание применялось на тех, кто нарушал первый закон верности родине и вере. За измену, предателей ждала смерть от руки собственных отцов.

    Герой Тарас Бульба отправил в сечь своих сыновей для обучения и верил, что они станут настоящими казаками – храбрецами. Жесткое обучение в Запорожской степи формировало суровый характер и волю, силу духа. Казаки приобретали военную сноровку, знали свой долг и хранили верность родине. Храбрецы обучались прямо во время кровавой битвы.

    Период Запорожской сечи положил начало развитию национального менталитета украинцев, для которых воспитание и закаливание характера считается достоинством.

    Читайте также: «Темные аллеи» герои рассказа Бунина – характеристика образов.

    В наше время Запорожская Сечь ассоциируется с былинными богатырями, вошедшими в историю своей храбростью и преданностью родине. Всем известно, как героически они проявляли себя в борьбе с захватчиками.

    В какой-то мере именно казачество повлияло на формирование национального менталитета. Многие казацкие обычаи не мешало бы восстановить, так как они являются достойным примером наследования.

    Запорожская Сечь в повести Тарас Бульба Гоголя

    Запорожская Сечь, сформировавшаяся за днепровскими порогами, являлась общественно-политической и военно-административной организацией украинского казачества. Об этой вольнице украинской земли, разместившейся на нескольких островах, знала вся Европа. Н.В. Гоголь сумел очень ярко и правдиво описать её нравы и обычаи в своей повести «Тарас Бульба».

    Именно на Запорожскую Сечь отправляется старый Тарас вместе с юными сыновьями, желая сделать из них настоящих мужчин. Ему было прекрасно известно, что в кровавых сражениях закаляется характер, совершенствуется сноровка, крепнет дружба и осознаётся верность долгу.

    Казацкая республика встретила их напряжённой трудовой жизнью: они были оглушены стуком пятидесяти кузнецких молотов, раздававшимся одновременно из двадцати пяти кузней. Данный звук сливался с мощными голосами, музыкой и смехом. А прямо посреди дороги спал, живописно раскинувшись, казак.

    Но не только этим поразила сыновей Бульбы Сечь. Ведь лишь на первый взгляд казалось, что там нет никаких правил и порядка, а казаки в период между военными походами безудержно гуляют и пьют. На самом же деле Запорожская Сечь имела чёткую структуру: состояла из куреней – войсковых подразделений, каждым из которых управлял куренной атаман. Руководил же всеми старшина.

    Действовали в казацкой вольнице и строгие законы. Их необходимо было соблюдать всем без исключения. Например, должника приковывали к пушке, а вора привязывали к позорному столбу и каждый, кто проходил мимо, бил его кием, лежащим рядом. Таким образом проворовавшегося забивали до смерти. Однако наиболее жестокая кара ждала того, кто совершил смертоубийство: его живьём закапывали в яме с гробом убитого им человека.

    Запорожцы равнодушно относились к роскоши и не любили обременять себя военными упражнениями. Изредка они утраивали конные перегоны или стреляли в цель. Считалось, что опыт и мастерство приходят в битвах (которые из-за этого почти не прекращались). Молодые казаки овладевали ратной наукой в бою: учились виртуозно владеть саблей, метко стрелять, биться врукопашную или вести облогу.

    Запорожцы ценили свободу, своё казацкое братство, до последней капли крови защищали веру и родную землю. Долг перед Отчизной-матерью был для них важнее личных интересов, потому предателей, переметнувшихся на сторону врагов, они наказывали незамедлительно и беспощадно.

    Образ запорожской сечи в повести Тарас Бульба

    В произведении Николая Васильевича Гоголя «Тарас Бульба» описываются события, которые происходили на украинской земле во времена Запорожской Сечи. Не удивительно, что автор проявляет повышенный интерес к Украине, ведь сам он уроженец этой страны.

    Запорожская Сечь заняла особое место в творении автора. Вследствие семейной традиции, предком Николая Васильевича был гетман Запорожской Сечи. В детстве и юности он часто слышал истории о жизни казаков, и постепенно собрал образ жителей Запорожской Сечи и их быта. Свои знания и представления он изложил в повести «Тарас Бульба». Эти люди жили, опираясь на свои крайне строгие правила. Нарушители этих правил подвергались жестоким наказаниям.

    Центральным персонажем повести выступает свободолюбивый казак, полковник – Тарас Бульба. Он отчаянно верит в благое влияние на становление личности казацкого парубка Запорожской Сечи. Она состояла из отдельных независимых куреней.

    Управлялись курени куренными атаманами. Они ведали всем: деньгами, едой, одеждой. У обычных казаков ничего не хранилось, все передавалось для хранения куренному атаману. Было еще одно руководящее лицо – кошевой старшина. Он назначался на должность в результате выбора казаков.

    Запорожская Сечь олицетворяла мечты о независимости украинского народа. Это можно проследить в каждом эпизоде повести, в которой прославляются жизненные устои казаков. Их строгость и беспристрастные законы, с которыми мы сталкиваемся во время чтения, восхищают читателя.

    Эти принципы отчетливо просматриваются на примере родных сыновей Тараса Бульбы – Остапа и Андрея. Несмотря на свою молодость, Остап является очень хорошим казаком, и уже успевает стать куренным атаманом. Примером второго сына, Андрея, является предательство и измена своей Родине и принципам. Он решил принять сторону вражеского государства. Тарас Бульба настолько тверд в своей жизненной позиции, что предательство не может простить даже собственному сыну. Он принимает решение убить его собственными руками. Самым страшным проступком для казака атаман считает измену. Сам же атаман так предан своим идеям, что выручая из плена своих товарищей, гордо гибнет во вражеском огне.

    Это произведение стало яркой картиной того времени, когда Запорожская Сечь вынуждена была сражаться за права казаков и свободу родной земли. Превыше всего в людях ценились тогда верность, преданность и отвага.

    Запорожская Сечь в повести Тарас Бульба

    Популярные сочинения

    Равнодушие и отзывчивость являются противоположными словами. Эти два разных понятия не могут принадлежать одному человеку, так он может быть либо равнодушным, либо отзывчивым.

    У каждого из нас есть разные цели на жизнь. Но что может быть важнее, чем продолжение своего рода? Еще одна, новая жизнь – ведь это лучшее, что можно оставить после себя.

    Аркадий Александрович на своей картине изобразил зверство фашиста. Обстановка, которую передаёт автор, навеивает ужас и страх. Для нацистов нет ничего святого, они прекрасно видели, что на поле ребёнок, который вышел на прогулку со своими животными.

    Нравы запорожской сечи в повести Тарас Бульба Гоголя

    Нравы Запорожской Сечи были суровы, как и само время, и жизнь казаков, бежавших из разных краёв Российской империи за днепровские пороги, чтобы стать свободными.

    Гоголь правдиво изображает правила и порядки, устоявшиеся на сечи и регулировавшие отношения между казаками. У них не было писаных законов и кодексов. Жизнь строилась на принципах верности товарищам и преданности сечи-матери.

    На Запорожской Сечи не было женщин. Свои семьи казаки не видели иногда по несколько лет. Приходившие сюда принимались в казацкое войско без всяких расспросов. Требовалось только перекрестить лоб и поцеловать нательный крест в подтверждение верности христианской вере. При всей национальной пестроте на Запорожье была только одна церковь, и все молились в ней. С утренней молитвы начинался день, и вечером на зов церковного колокола шли козаки на вечернюю молитву.

    Когда казаки не воевали, это были разгульные бражники, часто оставлявшие в шинке последний рубль. Но, когда сечь воевала, пить строго возбранялось. В своей речи Тарас Бульба говорит: «Если кто в походе напьется, то никакого нет на него суда. … Как собака, будет он застрелен на месте и кинут безо всякого погребенья…».

    С воровством и убийствами сечь справлялась тоже без судов, тюрем и острогов, содержание которых было бы обременительно. Проворовавшегося казака, привязанного к столбу, обрекали на позорную смерть. Дубиной, положенной рядом с ним, каждый, кто проходил мимо, должен был ударить его. Почти никогда такой человек не выживал.

    Запорожца, который не хотел возвращать долг, приковывали к пушке цепью. Так он оставался до выкупа товарищами, готовыми вернуть его долги. Но самое большое потрясение осталось у сыновей Тараса Бульбы от страшной казни за убийство одного козака другим. В яму, вырытую тут же, безжалостно бросили убийцу, а сверху опустили гроб с телом убитого. Затем живого и мёртвого закопали.

    Если воровство жестоко каралось, то брать трофеи в войнах считалось не зазорным. Старшины подсказывали молодым казакам, что брать нужно не юбки и оксамиты, а оружие, серебряные и золотые монеты, драгоценные кубки. У самого Тараса Бульбы в его доме на полках стояли изделия из венецианского стекла, серебряные чары с искусной резьбой.

    Внешняя грубость казаков, вынужденные жестокие законы внутреннего миропорядка сечи не исключали уважения казацких старшин к образованию. Так, своих сыновей Остапа и Андрия Бульба обещал отвезти на сечь только после окончания духовной академии. Он и сам грамотен, и Горация читал.

    Самой же большой нравственной ценностью кошевой атаман Бульбенко считает боевое товарищество. Славную речь о нём он произнёс перед казаками, когда им пришлось разделиться на две части, чтобы спасти сечь от набега врагов и выручить товарищей из плена. Товариществом Тарас Бульба назвал самое прочное человеческое родство, крепче кровного, – родство душ.

    Нравы запорожской сечи в повести Тарас Бульба

    Несколько интересных сочинений

    Как известно, все люди на этой планете уникальны. Каждый имеет свой индивидуальный характер, свою судьбу. Возможно, вы удивитесь, но книги тоже уникальны. Они, как и люди, имеют свою судьбу и характер.

    Нет, наверное, на свете ни одного поэта и писателя, кого не волновала бы тема любви – самого глубокого и возвышенного чувства. Порой, трагического, но всегда самозабвенно преданного и нежного.

    Повесть Ивана Сергеевича Тургенева «Ася» – это одно из самых лиричных и популярных произведений русской классики. Секрет успеха повести в искренности её главных героев.

    Золотая осень – это шикарное, бархатное время года, живописные пейзажи которого не оставят равнодушными к себе никого. Именно про эту красивую пору года и поговорим сегодня.

    Каждый человек проживает свою жизнь, стремясь достичь чего-то важного. Кто-то считает основным смыслом своего существования создание семьи и воспитание детей достойными членами современного общества

    Рассказ о Запорожской сечи по повести “Тарас Бульба”, как составить?

    Прочитав описание Запорожской сечи из повести Н. В. Гоголя “Тарас Бульба” можно составить рассказ о жизни в Запорожской сечи.

    Запорожская сечь находилась на острове Хортица (на р. Днепр), так что героям пришлось добираться туда на пароме. Но она там была не всегда, так как ее месторасположение периодически менялось.

    Жилища казаков, или курни, их было шестьдесят, разбросаны и не отделены заборами.

    Жизнь была беспечной, веселой, что сразу бросалось в глаза при приезде в сечь. Никаким хозяйством (скотиной) никто себя не утруждал. За все средства отвечал атаман, или батька.

    Тем не менее казаки были закалены войной. Участие в войнах у них было вместо военной школы, теорию они особо не любили, сразу военная практика. А войн в то время хватало.

    Все казаки чтили свою веру и церковь так, что не жалели своих жизней. Но лишения и посты – это было не про них.

    Особенно впечатляют их законы, а точнее наказание за их нарушения.

    Так, например, за убийство убийцу закапывали живьем вместе с гробом убитого им человека.

    Но братство у казаков было развито очень сильно, что особенно проявлялось на войне.

    сообщение о запорожской сечи 6, 7 класс

    В произведении “Тарас Бульба” Николай Васильевич Гоголь описывает и рассказывает о временах Запорожской Сечи, что для него было очень важно и интересно, так как по семейному преданью,один из его предков был оттуда.

    При прочтении, мы можем понять как именно была устроена жизнь казаков 17 века, можно сказать это было отдельное общество людей живущих по собственным и довольно строгим правилам.

    Мы видим нравы и обычаи Запорожской Сечи, они строги даже к своим членам, примером может стать жизнь двух сыновей Тараса Бульбы.

    По этим обычаям, при изменах, предатели должны были умереть, именно так и поступил настоящий казак пол отношению к своему сыну.

    Еще одним правилом у казаков Запорожской Сечи был отказ от любой работы, они должны были уметь только воевать, а в свободное время заниматься дальнейшим обучением.

    Рассказ о Запорожской Сечи по повести Гоголя “Тарас Бульба”

    Сечь представляла собой воинское поселение, основным населением которого были казаки. Они жили в отдельных куренях по принципу землячества. Куреней было около шестидесяти. В каждом был свой атаман, но руководили Сечью старейшины и кошевой, которого выбирали на общем сходе казаков.

    Казаки не вели хозяйства, но в Сечи торговали евреи, армяне и татары. Эти торговцы жили в постоянном страхе, ведь их в любой момент могли ограбить или даже убить.

    Казаки в Сечи вели вольную и разгульную жизнь. Они проводили время в воинских упражнениях, а в перерывах пил, гуляли и плясали.

    Прийти в Сечь мог любой, для этого только и требовалось доказать свою принадлежность к православной вере.

    Законы были и были достаточно суровыми. За кражу человека забивали палками, за убийство – закапывали живьем.

    Казаки часто отправлялись на войну и грабительские походы, потому что жили преимущественно тем, что удавалось отбить у неприятеля.

    Жизнь в Запорожской Сечи можно охарактеризовать одним словом – вольница. Казаки жили так, как хотели, точнее, – как считали нужным. Придавая большое значение воинскому ремеслу, они совершенствовали свои боевые навыки, но совершенно не заботились о своем быте: не вели хозяйство, не сеяли хлеб. Все, что им было необходимо, они покупали в местных лавках и у пришлых торговцев, хотя к торгашам относились крайне подозрительно.

    Казаки преданно, до боли были влюблены в свою родную землю, защищать которую они были готовы до последней капли крови. Православная вера и любовь к родине – два главных качества, которые они культивировали в себе с самого детства.

    Рассказ Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» является не только интересным и глубоким с точки зрения сюжета и затронутых в нем проблем, но и познавательным. Из различных мест повести из этого рассказа можно составить довольно определенное понятие об устройстве Запорожской Сечи, узнать как жили запорожцы в основном в мирное время. В повести дается немного описания жизни в военное время.

    Располагалась Сечь на одном из многочисленных островов Днепра, на Хортице. Запорожцы иногда переносили Сечь с острова на остров, меняя расположение. Сечь представляла из себя обширную площадь, по краям которой располагались курени, там жили запорожцы. На площади они собирались для совещаний. За куренями находился небольшой, никем не охраняемый, земляной вал. Перед Сечью лежало в полуверсте предместье, попасть в которое можно было прямо с парома, плававшего по толстому канату между Хортицей и правым берегом Днепра. Там на въезде размещались почти двадцать пять кузниц, неустанная работа которых постоянно сопровождалась оглушительными ударами тяжелых молотов.

    В предместье располагались лавки кожевников, оружейников, шинкарей и мелких торговцев, в которых можно было купить все, что необходимо. В предместье работали люди других национальностей, потому что казаки ничем не занимались, и кроме военного дела они ничего не умели. Не было там только женщин, потому что им туда под страхом смерти было нельзя появляться. Сечь представляла из себя военную суровую организацию или братство со строгими правилами и порядками. Все члены этого братства в мирное время были абсолютно свободными и равными между собой. Все, кто управлял Сечью, могли быть заменены очень быстро. Для этого собиралась запорожская рада и принимала решение. В Сечи было разделение запорожцев на курени, более мелкие военные единицы.

    Курень возглавлял атаман. В курени все ели из одного котла, для этого у них был кашевар, одевались казаки из общего запаса платья. Особенно ценилось казаками оружие, и оно только одно составляло гордость казаков. Гоголь показывает, что казаки относились с презрением к богатству и роскоши. Очень интересное в описании Сечи ее демократический уклад. В Сечь собирались со всех уголков земли, приходили туда люди, которые искали воли и свободы. Были и такие, что приходили на Сечь, чтобы потом гордиться собой и своими подвигами. Условия поступления были просты: нужно было верить в Святую Троицу и уметь креститься. После прохождения этого теста, любой прибывший мог сам выбирать себе курень. Слабых и непригодных к службе отправляли обратно домой.

    На Сечи не было законов, но были обычаи, которые все чтили и выполняли. За воровство, например, у своего товарища немедленно назначалась смертная казнь. Вора привязывали к столбу и рядом с ним клали дубину. Каждый, проходящий мимо, бил его дубиной, пока несчастный не погибал. Если был случай невозврата долга своему товарищу, то должника привязывали к пушке и там оставался до тех пор, пока кто-нибудь не выкупал его. Убившего своего товарища закапывали живого вместе с гробом убиенного. Так жили казаки на Сечи в мирное время. Обычаи передавались от отца к сыну, за этим внимательно следили старые казаки. Тарас Бульба перед боем говорил казакам «Нет уз святее товарищества».

    Но во время войны все преображалось. Власть кошевого и старшин становилась очень сильной. В условиях войны особенно важными были чувства товарищества и братства. В поход с собой казаки брали немного вещей, у них было по два коня на человека и оружие. Вместе с собой они брали волов, которые тащили телеги с провиантом. Эти телеги служили им укрытием в случае нападения. Они составляли возы в два или три замкнутых круга таким образом, чтобы сделать сооружение за которым они укрывались и открывали беспрерывный огонь из ружей и пушек. Несмотря на то, что у казаков были тяжелые обозы, они очень быстро передвигались. Во время своих набегов на города они чинили жестокую расправу с населением.

    Гоголь не идеализирует Запорожскую Сечь и не преукрашает жизнь казаков. Он показывает их националистические предрассудки, жестокость. Запорожская Сечь была военной школой, в которой воспитывалось юношество и взрослело на опыте военных событий, а войны в ту поры были почти беспрерывно.

    Ссылка на основную публикацию