Шинель – анализ повести Н. В. Гоголя

«Шинель»: краткое содержание и анализ произведения

Драма маленького человека — тема, которой Николай Гоголь посвятил ряд произведений, в том числе повесть «Шинель». Краткое содержание этой реалистической истории поможет проанализировать основные сюжетные коллизии, приблизит понимание приемов письма автора.

«Шинель»: краткое содержание

В школьном курсе изучения классической литературы ученикам рекомендуют прочитать повесть «Шинель» Николая Гоголя. Это произведение дает понимание приема реалистического письма, которое приходит на смену романтизму в литературе ХIX века, а также темы трагедии маленького человека. Эта проблема в повести «Шинель», краткое содержание которой рекомендуем изучить, звучит особенно драматично благодаря тонкому психологизму писательской манеры Гоголя.

Фото: YouTube / Надежда Дорошенко: UGC

Не все школьники готовы полностью читать «Шинель», а некоторым сложно запомнить основные сюжетные ходы, детали или события, описанные в произведении. При изучении темы «Гоголь “Шинель”» краткое содержание для читательского дневника — отличное подспорье для подготовки к занятиям и контрольным работам:

  • История «одного чиновника» из «одного департамента»: начало повести.

Повествование в повести «Шинель», краткий пересказ которой сосредоточен на раскрытии основной сюжетной линии — истории жизни Акакия Акакиевича Башмачкина, начинается со знакомства с главным героем.

Автор акцентирует внимание, что речь идет о рядовом, ничем не примечательном маленьком человечке — винтике большой бюрократической системы. Если читаете «Шинель» в сокращении, то обратите внимание на портрет героя:

  • низенького роста;
  • подслеповат;
  • рябоват;
  • у него небольшая лысина, морщины;
  • редкие рыжие волосы;
  • цвет лица геморроидальный.

Так выглядит типичный представитель петербургской чиновничьей братии — Акакий Башмачкин. Свое имя герой унаследовал от отца. Когда его мать выбирала имя, младенец заплакал и скорчил такую гримасу, что стало сразу понятно — будет титулярным советником.

Фото: YouTube / Надежда Дорошенко: UGC

  • Будни в департаменте.

Если знакомитесь с повестью «Шинель» в сокращении, тогда возьмите на заметку, как Н. Гоголь описал рабочие будни Акакия Акакиевича. Герой — незаметный человек. Когда он заходил в департамент, то даже сторожа не поднимали головы, начальники были сурово-деспотичными и без слов учтивости подсовывали Башмачкину бумаги для переписывания.

Копирование деловых бумаг — сущность бытия Акакия Акакиевича, смысл его жизни. От этого процесса его не отвлекали ни злые шутки молодых чиновников, ни их насмешки, ни проказы (они посыпали голову героя рваными бумагами, говоря, что это снег), ни изношенный мундир и прилипший к нему сор.

Он робко отвечал обидчикам только тогда, когда его толкали под руку и не давали возможности хорошо выполнить работу. А переписывал Башмачкин бумаги идеально — не делал ни одной помарки. Для более сложных задач Акакий Акакиевич не годился: задания посложнее вызвали у него нервное потрясение.

Переписывание стало смыслом бытия героя: возвратившись домой со службы, он быстро ел щи и садился копировать бумаги. Жизнь проходила мимо него: он не гулял, не развлекался, не ухаживал за женщинами. Счастье ему доставляло только переписывание бумаг.

Тихая и размеренная жизнь титулярного советника, зарабатывающего в год 400 рублей жалованья, круто меняется, когда он обнаруживает, что его старая шинель истончилась на спине и плечах. Поэтому суровые петербургские ветры его пропекали до костей. Его шинель настолько прохудилась, что коллеги по департаменту называли ее уничижительно — капот.

Башмачкин обращается к портному, который жил на верхнем этаже. Петрович — бывший крепостной Григорий, — осмотрев шинель, пришел к выводу, что ее уже нельзя латать — нужно шить новую. Это повергло героя в шок: траты на новую шинель были непосильны для его скудного бюджета.

Он решил наведаться к Петровичу еще раз, когда тот выпьет и, возможно, подобреет. Однако и во второй визит титулярного советника портной был неумолим. Акакий Акакиевич подсчитал, что для обновки нужно собрать 80 рублей.

Половина этой суммы у него была, а вот вторую можно было собрать, если жить экономно: отказаться от вечернего чая, не сдавать часто белье прачке, не жечь вечером свечи, ходить дома в носках, чтобы не стирать подошвы обуви.

Нужная сумма была собрана благодаря этим усилиям и премии, которую назначил начальник (она была больше на 20 рублей, чем обычно). Долгими вечерами Акакий Акакиевич обсуждал с Петровичем сукно, фасон и пр.

Фото: YouTube / Надежда Дорошенко: UGC

  • Новая шинель — причина трагедии Башмачкина.

Изучая повесть «Шинель» кратко, не упустите самую важную часть повествования — эпизод кражи у Акакия Акакиевича обновки.

Новая шинель придала главному герою уверенности в себе и кардинально изменила течение его жизни. Он почувствовал себя человеком: его заметили сослуживцы и поздравили с приобретением, он стал гулять вечерами, оставив переписывание бумаг, впервые отправился на вечер к столоначальнику.

Возвращаясь домой с вечеринки, Башмачкин становится жертвой разбойников — у него отбирают шинель. Однако не отражает всего трагизма этого события для героя краткое содержание. Шинель вернула ему человеческое достоинство, сделала его заметным, придала ему уверенности в себе и сил.

Ее потеря была равноценна потери Акакием Акакиевичем самого себя. Он начинает бороться за ее возвращение: обращается к приставу, а потом к генералу — старому приятелю. Никто из них не проявил ни сострадания, ни понимания, не оказал помощи.

От генерала Башмачкин шел, оглушенный выказанным презрением и безразличием. Он не чувствовал, как лютый холод пробрал его до костей. Вскоре герой заболел и умер.

После этого в районе Калинкина моста, где грабители отняли у титулярного советника шинель, появился призрак. Он нападал на прохожих и требовал их шинели. Такому нападению подверглось и «значительное лицо», к которому Башмачкин обратился за помощью. После пережитого страха генерал стал ругать подчиненных помягче.

Восстановить историю главного героя повести Гоголя поможет краткий пересказ. «Шинель» — небольшое по объему произведение, читается легко и увлекательно. Чтение произведения позволит насладиться мастерством писателя.

«Шинель»: анализ произведения

Запрашиваете «“Шинель” пересказ»? Краткое изложение сюжетных ходов позволяет систематизировать информацию о произведении и подготовиться к его анализу. Небольшая аналитическая справка дополнит картину художественных особенностей повести, которую написал Гоголь. «Шинель» следует рассматривать в контексте становления реализма в русской литературе.

Литературоведы отмечают такие особенности произведения:

  • Замысел повести и история создания.

Задумал написать «Шинель» Гоголь еще в 1834 году. На одном из вечеров ему рассказали канцелярский анекдот об охотнике, который длительное время копил деньги на хорошее ружье. Воплотив в мечту в жизнь, он отправился на охоту. Переплывая Финский залив, охотник утопил ружье. По возвращении домой мужчина заболел от расстройств и умер.

Эта история подтолкнула Гоголя к написанию истории о маленьком тихом человеке, который внезапно бунтует, борется за свое человеческое достоинство. Написание повести заняло у автора семь лет: внутренние противоречия не давали ему возможности воплотить замысел (автор долго подыскивал фамилию героя, размышлял над его характером).

Под натиском издателя М. Погодина Николай Гоголь закончил «Шинель» в 1841 году, а через два года (в 1843 году) она была опубликована. Эта повесть стала завершающей в цикле «Петербургских повестей» Гоголя.

Фото: YouTube / Надежда Дорошенко: UGC

  • Тема и конфликт произведения.

«Шинель» Гоголя посвящена теме противостояния маленького человека и общества, его борьбе за утверждение собственной ценности как личности. Эта тема активно разрабатывалась современниками Николая Гоголя — Карамзиным («Бедная Лиза»), Пушкиным («Станционный смотритель»). Свое продолжение она нашла в творчестве Достоевского («Бедные люди»).

Гоголь впервые коснулся проблемы противостояния жестокого и антигуманного мира и непримечательного человека, который вместе с тем является индивидуумом:

  • имеет свою историю жизни;
  • собственный жизненный уклад;
  • привычки, интересы, переживания.

Сюжет выстроен таким образом, чтобы читатель узнал о противостоянии простого человека и бездушного и жестокого мира, о его конфликте с людьми, которые наделены властью и которые не обращают внимания на чувства мелких сошек.

Акакий Акакиевич живет и умирает незаметно для всех. Его окружает нищета и уныние, но он этого не замечает, потому что не знает иного уклада. Новая шинель — это мечта, которая стала надеждой на светлое будущее. Ее покупка придала Башмачкину уверенности в себе, вернула ему достоинство и изменила течение его жизни.

Ее утрата стала символом утраты титулярным советником своей значимости. Обращение к власть имущим и их неуважение к ничтожному существу, каким был Акакий Акакиевич, — иллюстрация бездушности сытого и безразличного мира. Эта проблема стала одной из ключевых в повести.

Николай Гоголь в «Шинели» призывает общество раскрыть глаза на царящую бездуховность, на порядки, которые ведут к материальному, моральному и физическому унижению маленького человека. Писатель показал, как страдает Башмачкин в мире безразличных и жестоких людей.

Фото: YouTube / Надежда Дорошенко: UGC

  • Особенности композиции и жанр.

Чтобы читатель проникся судьбой Акакия Акакиевича, автор использовал особенный повествовательный прием — выстроил историю его жизни по образцу житий святых. Судьба Башмачкина — это судьба мученика. Страдальческая гримаса новорожденного Акакия стала сущностью его дальнейшей жизни.

В экспозиции читатель знакомится с историей рождения героя, узнает, как было выбрано ему имя, почему ему суждено было стать титулярным советником. Также автор знакомит с буднями Башмачкина в департаменте, вечерами, которые он проводит за переписыванием бумаг.

Завязка сюжета — это необходимость приобрести дорогую, но необходимую вещь — шинель. Этот процесс становится новым смыслом жизни для героя, меняет его уклад. Кульминационный момент случается, когда разбойники обирают беззащитного Башмачкина.

Решающими в развитии сюжета являются события, связанные с поиском Акакием Акакиевичем справедливости и заступничества у людей, которые наделены властью. Встреча с генералом показывает ничтожество маленького человека перед миром сильных, его обреченность.

В финале главный герой погибает. Эпилог произведения — это авторский вариант торжества справедливости: приведение Башмачкина заставляет трепетать тех, кто раньше его не замечал или унижал.

Философский подтекст повести, житийность истории главного героя позволили литературоведам определить жанр произведения как притчу.

Фото: YouTube / Надежда Дорошенко: UGC

  • Главный герой.

В центре повествования в «Шинели» Гоголя — незаметный человечек — титулярный советник. Автор подчеркнул его типичность фразой «один чиновник из одного департамента». Таких, как Акакий Башмачкин, — бессчетное количество в России.

Всё в этом герое заурядное:

  • внешность;
  • поведение;
  • способ жизни;
  • мечты, интересы.

Башмачкин — серая личность, безобидный и слабовольный.

Он меняется, когда становится обладателем новой шинели. Герой как бы примеряет новую роль счастливого и удачливого человека. Утратив мечту и новую жизнь вместе с украденной шинелью, Акакий Акакиевич впервые за долгую жизнь проявляет силу воли и характер: идет к приставу, ищет встречи с генералом. Потеряв веру в справедливость, он гибнет, но после смерти приобретает власть, которой был лишен при жизни.

Увлекательный мир гоголевских персонажей раскрывает глубокие социальные и духовные проблемы, которые имеют место и в современном мире. Познакомьтесь с повестью «Шинель» в кратком пересказе, возьмите на вооружение представленные ключи к анализу. Раскройте для себя глубину высказанных писателем мыслей, представленную в произведении трагедию простого человека.

Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора

Анализ повести «Шинель» (Н.В. Гоголь)

Повесть была написана в 1841 году и увидела свет в 1843. Вошла в «Петербургские повести» (1830-е – 40е) и получила огромную известность в кругу просвещенных читателей. Петербургские повести объединяют общее место действия – город Санкт-Петербург и единая проблема «маленького человека».

История создания

Произведение вошло в сборник «Петербургские повести» наряду с произведениями: «Нос», «Невский проспект», «Портрет», «Арабески». Творчество Гоголя наиболее полно раскрылось именно в этом знаменитом цикле. Самое главное о нем Вы узнаете из разбора от Многомудрого Литрекона.

По воспоминаниям П. В. Анненкова (русский литературный критик, историк литературы и мемуарист из дворянского рода), повесть родилась из анекдота о бедном охотнике, который долго копил на ружьё. Услышав ее, Гоголь уже тогда задумался о создании повести о «чиновнике, крадущем шинели». Это сословие невероятно интересовало автора, ведь он и сам на ранних порах вынужден был работать в этой среде, чтобы найти средства на жизнь. Все его наблюдения «списаны» с настоящих людей и реальных обстоятельств. Работа началась в 1839 году, закончил он ее в 1842.
В Российской государственной библиотеке хранится ранняя редакция начала повести (отрывок), которая была продиктована Погодину М.П. (историк, коллекционер, журналист, писатель- беллетрист и издатель) в Мариенбаде.

Погодин помогал Гоголю дописать повесть, пока последний находился в Риме и Вене.
Важно заметить, что беловая гоголевская рукопись не сохранилась, поэтому литературоведам сложно определить, подверглась ли она цензуре. Современники говорили, что повесть сохранила свою главную идею, но многие интересные места остались выкинуты за её пределы бдительными стражами мысли из цензурного отдела.

Жанр и направление

В девятнадцатом веке активно развивается и поддерживается многими писателями новое литературное направление – реализм. Для него характерно затрагивать остросоциальные проблемы, например, взаимоотношения разных классов, бедность и богатство, мораль и аморальность в контексте действий и взаимоотношений героев.

Однако для произведений из «Петербургских повестей» характерно более конкретное жанровое определение – фантастический реализм. В рамках этого направления автор может более активно воздействовать на читателей и использовать определенные художественные средства выразительности (гротеск, гиперболу, авторский вымысел). Фантастика в повести «Шинель» — это возможность показать безысходность реального мира, где обычному человеку не найти управы на беспредел.

В этом произведении есть два мира – реальность (город Санкт- Петербург, департамент, в котором работает наш герой) и мистический (призрак Башмачкина на мостовой). Так фантастическое и реальное переплетаются и производят новые причудливые формы литературы, сообщающие читателю новый смысл. В действительности мы видим только несправедливость и нищету, и только вымысел позволяет людям поквитаться с «должностными лицами». Такова роль фантастики в повести Гоголя.

Наряду с литературным направлением «реализм» развивается и образ «маленького человека», который за недолгое время стал излюбленным типажом для писателей века девятнадцатого. Маленький человек – это герой невысокого социального положения, не имеющий особых способностей и не отличающийся силой характера, но не делающий никому зла и безобидный. Первым идею «маленьких людей» воплотил А.С. Пушкин в своей повести «Станционный смотритель» в главном герое Самсоне Вырине.

Учитывая особенности направления и жанра, Гоголь смог сочетать в своей повести фантастику и реальность – взять за основу актуальные для России в то время проблемы и вкупе со сверхъестественным сюжетом очень выгодно подать изумленной публике.

Можно смело утверждать, что Гоголь является одним из самых ярких представителей реализма.

Смысл названия

В самой шинели как в предмете одежды для нас глубокий смысл отсутствует, однако для Башмачкина она явилась новым смыслом жизни. Он упорно копил на нее, ограничивал себя во всем, говорил о шинели с портным, который ее шил, как о подруге жизни. Он в буквальном смысле был одержим «вечной идеей будущей шинели». Ее пропажа стала кульминацией произведения и движущей силой сюжета. Она же обеспечила логичный переход от реальности к сверхъестественным силам.

В этом простом названии Гоголь смог отразить всю проблему своего произведения и позволил читателям сосредоточиться на столь неожиданно ценном предмете как шинель.

Композиция

В повести можно отследить линейную композицию – выделяя вступление и эпилог.

  1. Произведение начинается со своеобразного вступления-экспозиции – писатель рассуждает о городе, который объединяет между собой все «Петербургские повести».
    Эта часть сменяется биографией главного героя, что характерно для последователей «натуральной школы» (реализма). Это позволило автору раскрыть мотивировку его поступков и объяснить причины подобного поведения Башмачкина.
  2. Далее завязка (по законам жанра) – герой загорается «идеей будущей шинели».
  3. Эта идея подводит сюжет к кульминации повести – приобретение Акакия Акакиевича оказывается в руках грабителей.
  4. Развязка происходит на улице, где призрак настиг должностное лицо и отнял у него верхнюю одежду.

Если делить произведение на две части, то первая часть — это описание жизни и счастливых ожиданий Башмачкина, а вторая посвящена злоключениям героя, его попыткам вернуть шинель, общению со «значимым лицом».

Главные герои и их характеристика

Авторская позиция Гоголя заслуживает отдельного внимания. Он не оправдывает и не возвышает своего героя, хоть и жалеет его от всей души. В начале он явно иронизирует на его счет, зато потом искренне сопереживает его утрате, наделяя душу умершего мистической силой для реализации правосудия.

  1. Акакий Акакиевич Башмачкин – главный герой повести «Шинель»; бедный титулярный советник, зарабатывающий 400 рублей в год на переписывании бумаг. Очень любит свою работу и специально находит её даже тогда, когда она не нужна. Но платят ему ничтожно мало, поэтому каждая серьезная покупка заставляет его голодать. Коллеги с работы всячески издеваются над героем и смеются над его нелепым и покорным видом, но он не может постоять за себя. Его судьба была предопределена еще очень давно – еще при его рождении. Об этом говорила повитуха: когда родился Акакий, он скорчил гримасу, которая не сулила ему в жизни ничего хорошего, однако перед нами развивающийся в духовном плане персонаж. Ведь когда Башмачкин надевает заветную шинель, он преображается: пытается подойти к даме, становится смелее. Это образ «маленького человека», который Гоголь с успехом раскрыл со всех сторон и ракурсов.
  2. Образ шинели тоже нашел свое место на страницах повести. Это не вещь, а символ перемен в герое. Именно она придала ему веру в себя, став универсальной визитной карточкой чиновника, которая внушает окружающим уважение к владельцу. Она как раз может показать двойственность характера Башмачкина. Ведь герой, с появлением новой шинели, начинает видеть мир по-другому: более ярким, интересным и обновленным. Мелкий чиновник становится более деятельным, настойчивым и инициативным. Весьма показательно, что отношение общества изменилось, когда перемены коснулись внешнего вида чиновника. Это лишний раз доказывает, что оно слепо и не различает внутренних качеств личности. Люди не только встречают, но и провожают по одежке. Шинель стала отражением ничтожности чиновничей среды, где все решает форма, а не содержание.
  3. Образ Петербурга также не остался незамеченным. В каждой части произведения он предстает перед читателем в ином свете. То он гостеприимный и дружелюбный, то он страшный и мистический (вспомним ту ночь, когда Башмачкин стал жертвой воров), жестокий и милостивый. Здесь Петербург скорее враждебен человеку, нежели добр. Здесь суровая зима, непригодный для жителей климат, очень жестокий промозглый сухой ветер, пробирающий до костей. Тут же находят свое место нищета и богатство. Пока большинство людей голодают, чтобы одеться, верхушка общества бахвалится, унижая просителей. Таков Санкт-Петербург — холодный и равнодушный ко всему город контрастов.
  4. Образы чиновников отталкивающие, ведь большинство из них — жалкие люди, цепляющиеся за мнимую власть. Коллеги Башмачкина — эгоистичные и жестокие трусы, которые робеют перед начальством, но унижают равного и нижестоящего. Должностное лицо не так однозначно. Сначала оно выгоняет просителя, зато потом сожалеет о случившемся. В этом мундире все еще виднеется человек, которому стыдно за то, что позволяет себе его чиновничья сущность.

Тематика повести очень многогранна и затрагивает много остросоциальных и психологических аспектов.

  • Основная тема произведения — судьба маленького человека. Именно раскрытию его образа посвящена повесть. Н. В. Гоголь в «Шинели» выразил свое отношение к этому типу людей и дополнил их большую галерею. В книге он описал характер, нравы, стремления и быт этого персонажа. Если у Пушкина в «Станционном смотрителе» Самсон был раскрыт не в полной мере, то у Гоголя весь сюжет посвящен одному Башмачкину. Тема маленького человека является ключом к пониманию авторского замысла: писатель хотел показать трагизм судьбы ограниченного и слабого члена общества, чтобы пробудить в наших сердцах сострадание к нему.
  • Тема сострадания и любви к ближнему тоже является центральной в тексте. Гоголь был верующим человеком и в каждой книге находил место для нравственного урока. Именно равнодушие и эгоизм людей способствуют несчастьям и горю, а противопоставить им можно только милосердие и доброту. Жалеть и любить нужно не за заслуги или выгоду, а просто так, без причин и наград. Только таким образом можно победить те социальные проблемы, которые давят на общество по сей день. По сути, чиновнику нужна была не шинель, а поддержка окружения, которое его призирало.
  • Еще одна важная тема – безнравственность. Именно фактом безнравственности можно объяснить большую часть из того, что происходит в повести. Например то, что все равнодушны к горю Башмачкина, никто не хочет ему помочь. Или то, что главного героя ограбили, или то, что человека в принципе ценят не за его умения, личные качества и достижения, а за чин и состоятельность. Пока у Башмачкина не было шинели, его вообще не замечали, и когда пропала – перестали. Поэтому можно сделать вывод что тема безнравственности следует по всем поворотам сюжета.
  • Тема мечты в произведении раскрывается в образе шинели и ее значимости для главного героя. Башмачкин экономил на всём, мало ел, не зажигал свечей, не пил чай и даже не отдавал белье в прачечную, а дома ходил в халате, чтобы одежда не снашивалась. Он говорил о шинели с упоением, мечтал о ней, как о подруге жизни. Здесь мы впервые сталкиваемся с настойчивостью героя, с его сильным желанием стараться ради чего-то. Может быть, будь это не шинель, а нечто большее (духовное), мы бы и увидели совершенно другого Акакия Акакиевича. Тем не менее, он сократил все свои привычные расходы ради того, чтобы носить эту шинель, сделал всё, чтобы воплотить свою мечту в реальность. Однако не стоит забывать, что до появления навязчивой «идеи будущей шинели», у него была другое увлечение. Каждый раз приходя с работы, он мечтал делать её снова. Он переписывал бумаги иногда даже специально, потому что ему это очень нравилось. Каждый день он переписывал бумаги, и ему это нравилось, для него это была работа мечты.
  • Также нельзя не уделить внимания теме униженных и оскорбленных. Эта тема напрямую связана с образом главного героя. На службе его пинают, толкают, а он прощает всё и слова никому не скажет, если только срывающимся на жалость голосом попросит быть осторожнее. Он не жалуется, не испытывает никаких глубоких эмоций и сильных чувств. Герой живет в маленькой, холодной квартирке, которая скорее напоминает комнату, не следит за собой, отчасти потому, что ему это не надо, он очень тихий и ненавязчивый. Может быть, он и при жизни был призраком?
  • Тема возмездия отчетливо прослеживается в эпилоге повести, когда многие видят призрак Башмачкина на мостовой (в частности, то значимое лицо, к которому Башмачкин обращался за помощью). И эта тема дает свое продолжение и преображается в дидактический авторский вывод. Когда значительное лицо получает по заслугам от призрака, то делает вывод, что нельзя быть очень строгим со своими подчиненными и гнобить людей лишь за их не высокопоставленность.
  • Также интересна тема судьбы в повести. Еще с детства стало ясно, что у Акакия будет судьба тихого, мирного титулярного советника, который будет жить не особо счастливо, зато спокойно и стабильно.

Проблемы

В повести очень глобальная проблематика. В ее рамках автор объясняет читателям нравственные проблемы гуманизма, бедности, социального неравенства, равнодушия. Трагедия маленького человека — основная в их списке. Конкретизируем ее другими, более узкими направлениями:

  • Проблема гуманизма – главная в «Шинели». Абсолютно все персонажи в произведении мелочны по характеру и эгоистичны. В погоне за материальной обеспеченностью они игнорируют мораль и нравственность. Они им не нужны, так как она составляют лишние хлопоты. Зачем помогать мелкому титулярному советнику, если у него и так жизнь не сложилась нормально? Воры на мостовой – тоже чистой воды антигуманизм. Сам Акакий, став призраком, тоже становится вором, он не может упокоится, пока не утолит своё желание мстить.
  • Проблема равнодушия вытекает из проблемы отсутствия гуманизма. Никто не помогает Башмачкину, ведь всем все равно. Никто не отзывается на его просьбы о помощи. Должностное лицо, которое по своему служебному долгу должно было помочь просителю, вытолкало его за дверь, чтобы показать свою власть другим людям. Если бы он принял надлежащие меры, никто бы не пострадал.
  • Проблема бедности призраком проходит через всё произведение. Она незаметна, но при этом очень хорошо ощущается почти на каждом этапе. Башмачкин очень беден. Зарабатывая 400 рублей в год, особо не разгуляешься. Он живет в маленьком помещении с поломанными скрипящими половицами, там сыро и холодно. Для покупки шинели он отказывается от привычных каждому человеку элементарных правил гигиены и здоровья: стирать белье в прачечной, носить белье, есть здоровую и сытную пищу. Он даже не зажигает свеч и не пьет чай. Бедность не порок, но в шинели она обретает очень уродливые очертания.
  • Проблема социального неравенства тоже проявляется на протяжении всей повести. Значительное лицо игнорирует Башмачкина и унижает его за то, что он, по его мнению, пришел в неподобающем виде. Пытается построить бедного и без того Акакия, ругая его за внешний вид. Хотя сам совсем недавно этим значительным лицом стал. Но несмотря на это, показывает своё превосходство и более высокий чин.

Книга направлена против эгоизма и равнодушия людей, особенно на службе, где они должны выполнять не только нравственный, но и служебный долг.

Главная мысль и смысл финала

  • Смысл финала и значение вьюги. Гоголь хотел показать все остросоциальные проблемы, которые его волновали. Показать, что на ленивых и беспринципных чиновников нет управы. А если есть, то только вышестоящие лица. Став в финале повести призраком, Башмачкин как раз обретает нужную форму и вершит свою месть в наказание за равнодушие высокопоставленных лиц. Но это, как подчеркивает писатель, возможно только в области мистики. Возможно, любитель шинелей стал орудием высшего и праведного Божьего суда, в который верил Гоголь. Всё это действо, стоит отметить, сопровождает такая художественная деталь как ветер. Вьюга, пронизывающая петербуржцев до костей, по моему мнению, символизирует животный страх, стихийный страх, который заставляет дрожать даже безнравственных чиновников. Это часть правосудия свыше, которое настигнет каждого, независимо от чина.И хотя Гоголь против мести, в этой повести он видел её единственным способом вершить правосудие.
  • Основная идея: Автор демонстрирует необходимость высоких моральных ценностей и убеждений для человека. Любой из нас перестает быть маленьким, когда обретает высшее предназначение. Нравственность и гуманизм — вот, что должно объединить и сравнять всех людей, уничтожив сословные различия. Главному герою нужна была не шинель, а признание в коллективе, уважение и поддержка. Не его вина, что такое отношение он мог получить только из-за приобретения шинели. В его зацикленности на верхней одежде виновато окружение, которое готово принять только тех, кто приходит «в надлежащем виде». Таким образом, смысл «Шинели» в том, чтобы показать истинные ценности человеческой натуры и отделить их от ложных и вредных предрассудков.

Чему учит?

Безусловно, произведение учит нас быть отзывчивыми, добрыми, милосердными. Видя весь ужас ситуации со стороны, читатель в состоянии отличить добро от зла и осознать, что проявить желание помочь или действительно помочь – очень ценное качество. Оно может предотвратить многие беды. Таков вывод из прочитанного текста.

Автор склоняет нас к мысли, что за любое зло мир отвечает злом. Так или иначе, сделав что-то плохое, человек получит его же в двойном размере. Поэтому стоит отвечать за свои слова и поступки, а также быть готовым к тому, что возмездие обязательно придёт. И если никто не способен наказать, то уж сверхъестественные силы точно способны воздать должное вышестоящим лицам. Такова мораль в повести Гоголя «Шинель».

То, над чем смеется Гоголь, неприятно и смешно каждому здравомыслящему человеку. Низость и ограниченность человека, его рабская покорность судьбе и окружению, его инфантильность и нежелание развиваться — все это есть в образе маленького человека. Автор не идеализирует его, а высмеивает за слабость и потворство общественным порокам.

Критика

В журнале «Физиология Петербурга» многие писатели отзывались о «Шинели», которая действительно сделала революцию в литературном пространстве того времени и открыла новое направление «натуральной школы».
В.Г. Белинский, например, назвал произведение «одним из глубочайших созданий Гоголя». И к этому мнению присоединились многие критики.

Знаменитая фраза: «Все мы вышли из гоголевской шинели», которая кстати принадлежит не Достоевскому, а французскому резиденту Вогюэ, говорит нам не только о том, что Гоголь мастерски справился со своей задачей и максимально передал свою идею читателю, но и то, что Гоголь был известен даже за рубежом.

Анализ «Шинель» Гоголь

Средняя оценка: 4.2

Всего получено оценок: 3628.

Средняя оценка: 4.2

Всего получено оценок: 3628.

Н. В. Гоголь считается самым мистическим писателем в русской литературе. Его жизнь и творчество полно тайн и загадок. Повесть Гоголя “Шинель” изучают на уроках литературы в 8 классе. В повести поднимается тема “маленького человека”, несправедливого устройства жизни, где привилегии есть только у “значительных лиц”. Полноценный анализ произведения требует знакомства с творчеством и некоторыми биографическими сведениями об авторе.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Шинель.

Год написания – 1841.

История создания – повесть создана на основе анекдота с аналогичным сюжетом.

Тема – тема “маленького человека”, протест против общественных порядков, которые ограничивают личность.

Композиция – повествование построено по принципу “бытия”. Экспозиция – краткая история жизни Башмачкина, завязка – решение о необходимости поменять шинель, кульминация – кража шинели и столкновение с безразличием властей, развязка – болезнь и смерть главного героя, эпилог – известия о призраке, ворующем шинели.

Жанр – повесть. Немного перекликается с жанром “жития” святых. Многие исследователи находят сходство сюжета с житием преподобного Акакия Синайского. На это указывают многочисленные унижения и скитания героя, его терпение и отказ от мирских радостей, смерть.

Направление – критический реализм.

История создания

Анализ произведения “Шинель” невозможен без предыстории, которая подтолкнула автора к созданию произведения. Некто П. В. Анненков в своих воспоминаниях отмечает случай, когда в присутствии Николая Васильевича Гоголя был рассказан “канцелярский анекдот” про мелкого чиновника, потерявшего своё ружьё, на покупку которого он долго копил средства. Все нашли анекдот очень смешным, а писатель помрачнел и глубоко задумался, это было в 1834 году. Спустя пять лет сюжет всплывёт в гоголевской “Шинели”, художественно переосмысленный и творчески переработанный. Такая предыстория создания кажется очень правдоподобной.

Важно отметить, что написание повести давалось писателю тяжело, возможно, играли роль какие-то эмоциональные, личные переживания: закончить её он смог только в 1841 году, благодаря давлению М. В. Погодина, известного издателя, историка и учёного.

В 1843 году повесть была опубликована. Она относится к циклу “Петербуржских повестей”, становится заключительной и самой идейно насыщенной. Имя главного героя автор менял на протяжении работы над произведением Тишкевич – Башмакевич – Башмачкин).

Название же самой повести претерпело несколько изменений (“Повесть о чиновнике, крадущем шинели”) прежде чем до нас дошёл окончательный и самый точный вариант – “Шинель”. Критика приняла произведение спокойно, при жизни автора оно не было особо отмечено. Только через столетие стало понятно, что “Шинель” оказала огромное влияние на русскую литературу, на историческое понимание эпохи и формирование литературных направлений. Гоголевский “маленький человек” отразился в творчестве многих писателей и поэтов, создал целую волну подобных, не менее гениальных, произведений.

для самых рациональных –

для самых нетерпеливых –

для самых компанейских –

для самых занятых –

для самых крутых –

Произведение построено таким образом, что мы прослеживаем всю жизнь главного героя, начиная от момента рождения (где упоминается история о том, почему его назвали Акакием) и до самой трагической точки – смерти титулярного советника.

Сюжет построен на раскрытии образа Акакия Акакиевича, его столкновении с общественными порядками, властью и безразличием людей. Проблемы ничтожного существа не волнуют сильных мира сего, его жизнь и даже смерть никто не замечает. Только после гибели справедливость восторжествует в фантастической части повествования – о ночном призраке, отбирающем шинели у прохожих.

Проблематика “Шинели” охватывает все грехи сытого бездушного мира, заставляет читателя оглянуться вокруг и заметить тех, кто так же “мал и беззащитен”, как главный герой. Основная мысль повести – протест против бездуховности общества, против порядков, которые унижают человека морально, материально и физически. Смысл фразы Башмачкина “Оставьте…, зачем вы меня обижаете?

Композиция

Произведение построено по принципу жития или “хождений” святых и мучеников. Вся жизнь главного героя, от рождения до самой смерти, является тем самым мучительным подвигом, сражением за правду и испытанием на терпение и самопожертвование.

Вся жизнь героя “Шинели” – пустое существование, конфликт с общественными порядками – единственный поступок, который он попытался совершить за свою жизнь. В экспозиции повести мы узнаём краткие сведения о рождении Акакия Башмачкина, о том, почему его так назвали, о работе и внутреннем мире персонажа. Суть завязки в том, чтобы показать необходимость приобретения новой вещи (если смотреть глубже – новой жизни, разительных смелых перемен).

Кульминация – нападение на главного героя и его столкновение с безразличием властей. Развязка – последняя встреча с “значительным лицом” и смерть персонажа. Эпилог представляет собой фантастическую (в любимом гоголевском стиле – сатирическую и ужасающую) историю о призраке, который отбирает шинели у прохожих и в конце концов добирается до своего обидчика. Автор подчёркивает бессилие человека изменить мир и добиться справедливости. Только в “другой” реальности главный герой силён, наделён властью, его боятся, он говорит смело в глаза обидчику то, что не успел сказать при жизни.

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Шинели».

Повествование о титулярном советнике построено по принципу жития святых. Жанр определён как повесть благодаря масштабности содержательного плана произведения. Повествование о титулярном советнике, влюблённом в свою профессию, стало своеобразной притчей, обрело философский подтекст. Едва ли произведение можно считать реалистическим, учитывая концовку. Она превращает произведение в фантасмагорию, где пересекаются причудливые нереальные события, видения, странные образы.

Анализ повести «Шинель» (Н. Гоголь)

Автор: Guru · 18.10.2017

Может ли одно небольшое произведение совершить революцию в литературе? Да, русская литература знает такой прецедент. Это повесть Н.В. Гоголя «Шинель». Произведение было весьма популярно у современников, вызывало немало споров, а гоголевское направление развивалось у русских писателей вплоть до середины 20 века. Что собой представляет эта великая книга? Об этом в нашей статье.

История создания

Книга входит в цикл произведений, написанных в 1830-1840-е гг. и объединённых общим названием – «Петербургские повести». История «Шинели» Гоголя восходит к анекдоту о бедном чиновнике, испытывавшем большую страсть к охоте. Несмотря на маленькое жалование, ярый фанат поставил себе цель: во что бы то ни стало купить лепажевское ружьё, одно из лучших в то время. Чиновник во всём себе отказывал, чтобы скопить денег, и вот, наконец, он купил заветный трофей и отправился на Финский залив пострелять птиц.

Охотник отплыл в лодке, собрался прицелиться — а ружья не обнаружил. Вероятно, оно выпало из лодки, но как – остаётся загадкой. Сам герой истории признавался, что был некоем забытьи, когда предвкушал заветную добычу. Вернувшись домой, он слёг в горячке. К счастью, всё закончилось хорошо. Заболевшего чиновника спасли его коллеги, купив ему новое такое же ружьё. Эта история вдохновила автора на создание повести «Шинель».

Жанр и направление

Н.В. Гоголь является одним из самых ярких представителей критического реализма в русской литературе. Своей прозой писатель задаёт особое направление, саркастически названное критиком Ф. Булгариным «Натуральная школа». Для этого литературного вектора характерно обращение к острым социальным темам, касающимся бедности, морали, классовых взаимоотношений. Здесь же активно разрабатывается образ «маленького человека», ставший традиционным для писателей 19 века.

Более узкое направление, характерное для «Петербургских повестей» — фантастический реализм. Такой приём позволяет автору наиболее эффектно и оригинально воздействовать на читателя. Он выражается в смешении выдумки и действительности: реальное в повести «Шинель» — это социальная проблематика царской России (бедность, преступность, неравенство), а фантастическое – призрак Акакия Акакиевича, который грабит прохожих. Обращались к мистическому началу Достоевский, Булгаков и многие другие последователи этого направления.

Жанр повести позволяет Гоголю лаконично, но достаточно ярко осветить несколько сюжетных линий, обозначить множество актуальных социальных тем и даже включать мотив сверхъестественного в своё произведение.

Композиция

Композиция «Шинели» линейна, можно обозначить вступление и эпилог.

  1. Начинается повесть своеобразным писательским рассуждением о городе, которое является неотъемлемой частью всех «Петербургских повестей». Затем следует биография главного героя, что свойственно для авторов «натуральной школы». Считалось, что эти данные помогают лучше раскрыть образ и объяснить мотивировку тех или иных поступков.
  2. Экспозиция – описание обстановки и положения героя.
  3. Завязка происходит в тот момент, когда Акакий Акакиевич решает обзавестись новой шинелью, это намерение продолжает двигать сюжет до кульминационного момента – счастливого обретения.
  4. Вторая часть посвящена поиску шинели и разоблачению высших чиновников.
  5. Эпилог, где появляется приведение, закольцовывает эту часть: сначала воры идут за Башмачкиным, потом полицейский идет за привидением. А может быть, за вором?

О чем?

Один бедный чиновник Акакий Акакиевич Башмачкин, ввиду сильных морозов, наконец, отваживается приобрести себе новую шинель. Герой отказывает себе во всём, экономит на еде, старается аккуратнее ходить по мостовой, чтобы лишний раз не менять подмётки. К нужному сроку ему удаётся накопить требуемую сумму, вскоре желанная шинель готова.

Но радость обладания длится не долго: в тот же вечер, когда Башмачкин возвращался домой после праздничного ужина, грабители отняли у бедного чиновника предмет его счастья. Герой пытается бороться за свою шинель, он проходит несколько инстанций: от частного до значительного лица, но никому и дела нет до его потери, никто не собирается искать разбойников. После визита к генералу, оказавшемуся грубым и высокомерным человеком, Акакий Акакиевич слег с горячкой и в скором времени умер.

Но история «принимает фантастическое окончание». По Петербургу блуждает дух Акакия Акакиевича, который желает отомстить своим обидчикам, а, главным образом, он ищет значительное лицо. В один из вечеров призрак ловит зазнавшегося генерала и отнимает у него шинель, на чем и успокаивается.

Главные герои и их характеристика

  • Главный герой повести – Акакий Акакиевич Башмачкин. Уже с момента рождения было ясно, что его ждет нелёгкая, несчастливая жизнь. Это предрекла и повитуха, и сам малыш при появлении на свет «заплакал и сделал такую гримасу, как будто бы предчувствовал, что будет титулярный советник». Это так называемый «маленький человек», но его характер противоречив и проходит определённые этапы развития.
  • Образ шинели работает на раскрытие потенциальных возможностей этого, на первый взгляд, скромного персонажа. Дорогая сердцу обновка делает героя одержимым, словно идол она управляет им. Маленький чиновник проявляет такую настойчивость и активность, какую никогда не выказывал при жизни, а после смерти – и вовсе решается на месть и держит в страхе Петербург.
  • Роль шинели в повести Гоголя трудно переоценить. Её образ развивается параллельно с главным героем: дырявая шинель – скромный человек, новая – инициативный и счастливый Башмачкин, генеральская – всемогущий дух, нагоняющий ужас.
  • Образ Петербурга в повести представлен совершенно по-иному. Это не пышная столица с нарядными экипажами и цветущими парадными, а жестокий город, с его лютой зимой, не полезным для здоровья климатом, грязными лестницами и темными переулками.
  • Жизнь маленького человека – главная тема повести «Шинель», поэтому она представлена достаточно ярко. Башмачкин не обладает твердым характером или же особыми талантами, чиновники более высокого ранга позволяют себе манипулировать им, игнорировать его или же распекать. А бедный герой хочет лишь вернуть себе то, что принадлежит ему по праву, но значительным лицам и большому миру не до проблем маленького человека.
  • Противопоставление реального и фантастического позволяет показать многогранность образа Башмачкина. В суровой действительности он никогда не достучится до эгоистичных и жестоких сердец власть имущих, но став могучим духом, он может хотя бы отомстить за свою обиду.
  • Сквозная тема повести – безнравственность. Людей ценят не за их умение, а за их чин, значительное лицо – отнюдь не примерный семьянин, он холоден к своим детям и ищет развлечений на стороне. Он позволяет себе быть высокомерным самодуром, заставляя пресмыкаться тех, кто ниже рангом.
  • Сатирический характер повести и абсурдность ситуаций позволяют Гоголю наиболее выразительно указать на социальные пороки. Например, никто не собирается искать пропавшую шинель, но существует указ поймать приведение. Так автор обличает бездеятельность полиции Петербурга.

Проблематика

Проблематика повести «Шинель» весьма широка. Здесь Гоголь поднимает вопросы, касающиеся, как общества, так и внутреннего мира человека.

  • Главная проблема повести – гуманизм, а точнее – его отсутствие. Все герои повести малодушны и эгоистичны, они не способны к сопереживанию. Даже Акакий Акакиевич не имеет никакой духовной цели в жизни, не стремится читать или же интересоваться искусством. Им движет лишь материальная составляющая бытия. Башмачкин не осознаёт себя жертвой в христианском понимании. Он вполне приспособился к своему жалкому существованию, персонаж не знает прощения и способен лишь на месть. Герой даже не может обрести покой после смерти, пока не исполнит свой низкий замысел.
  • Равнодушие. Сослуживцы равнодушны к горю Башмачкина, а значительное лицо пытается всеми известными ему способами заглушить в себе всякие проявления человечности.
  • Проблема бедности затрагивается Гоголем. Человек, примерно и усердно исполняющий свои обязанности, не имеет возможности обновлять свой гардероб по мере необходимости, в то время как безалаберные льстецы и щеголи успешно продвигаются по службе, роскошно обедают и устраивают вечера.
  • Проблема социального неравенства освещается в повести. Генерал относится к титулярному советнику как к блохе, которую он может раздавить. Башмачкин перед ним робеет, теряет дар речи, а значительное лицо, не желая терять свой облик в глазах сослуживцев, всячески унижает бедного просителя. Таким образом, он показывает свою мощь и превосходство.

В чем смысл повести?

Идея «Шинели» Гоголя – указать на острые социальные проблемы, актуальные в Императорской России. При помощи фантастического компонента автор показывает безвыходность ситуации: маленький человек слаб перед сильными мира сего, они никогда не откликнутся на его просьбу, да ещё и выгонят взашей из своего кабинета. Гоголь, конечно, не одобряет месть, но в повести «Шинель» — это единственный способ достучаться до каменных сердец высокопоставленных чиновников. Им кажется, что выше них только дух, а согласятся прислушаться они только к тем, кто их превосходит. Став привидением, Башмачкин занимает как раз эту необходимую позицию, так ему удаётся влиять на зазнавшихся самодуров. В этом заключается основная мысль произведения.

Смысл «Шинели» Гоголя в поиске справедливости, но ситуация кажется безвыходной, ведь правосудие возможно лишь при обращении к сверхъестественному.

Чему учит?

«Шинель» Гоголя написана почти два столетия назад, но остаётся актуальной и по сей день. Автор заставляет задуматься не только о социальном неравенстве, проблеме бедности, но и о собственных душевных качествах. Повесть «Шинель» учит сопереживанию, писатель призывает не отворачиваться от человека, который находится в тяжелом положении и просит помощи.

Для достижения своих авторских целей Гоголь изменяет финал исходного анекдота, ставшего основой для произведения. Если в той истории сослуживцы собрали сумму, достаточную для покупки нового ружья, то коллеги Башмачкина практически ничем не помогли попавшему в беду товарищу. Сам же он погиб, борясь за свои права.

Критика

В русской литературе повесть «Шинель» сыграла огромную роль: благодаря этому произведению возникло целое течение — «натуральная школа». Это произведение стало символом нового искусства, а подтверждением тому был журнал «Физиология Петербурга», где многие молодые писатели выступили со своими вариантами образа бедного чиновника.

Критики признавали за Гоголем мастерство, а «Шинель» считали достойным произведением, но полемика в основном велась вокруг гоголевского направления, открытого именно этой повестью. Например, В.Г. Белинский называл книгу «одним из глубочайших созданий Гоголя», но «натуральную школу» считал направлением бесперспективным, а К. Аксаков отказывал Достоевскому (который тоже начинал с «натуральной школы»), автору «Бедных людей», в звании художника.

Не только русские критики осознавали роль «Шинели» в литературе. Французскому рецензенту Э. Вогюэ принадлежит известное высказывание «Все мы вышли из гоголевской шинели». В 1885 году он написал статью о Достоевском, где говорил об истоках творчества писателя.

Позднее Чернышевский обвинял Гоголя в излишней сентиментальности, нарочитой жалостливости к Башмачкину. Аполлон Григорьев в своей критике противопоставлял истинному искусству гоголевский метод сатирического изображения действительности.

Не только на современников писателя повесть произвела большое впечатление. В. Набоков в статье «Апофеоз личины» анализирует творческий метод Гоголя, его особенности, достоинства и недостатки. Набоков считает, что «Шинель» создана для «читателя с творческим воображением», а для максимально полного понимания произведения необходимо знакомиться с ним на языке оригинала, ведь творчество Гоголя – «это феномен языка, а не идей».

Анализ произведения Шинель Гоголя

Жанровая направленность произведения представляет собой масштабную содержательную повесть, построенную по принципу жития святых в фантасмагоричном стиле, сочетающим реальные события с причудливыми видениями и странными образами.

Основная тематика повести представляется в качестве проблематики маленького человека, протестующего против общественных устоев, ограничивающих личность.

Композиционная структура повести представляется в виде описания всей жизни главного героя в форме мучительных терзаний, жертвенных испытаний, самобичевания и терпения. В экспозиционной части повествуется о краткой истории жизни главного героя Башмачкина, представленного в образе маленького человека. Завязка повести разворачивается вокруг решения героя о смене шинели, в кульминации описываются события, связанные с пропажей шинели, а также столкновение героя с чиновничьем безразличием. Развязка представляет собой изображение болезни и смерти главного героя, а эпилог содержит рассказ о появлении призрака, который ворует шинели.

Тем самым композиция представляется в линейном виде с выделением вступления и эпилога.

Сюжетная линия повести представляет собой раскрытие образа главного героя в лице Акакия Акакиевича служащего титулярным советником, в условиях его столкновения с общественным порядком, безразличием властных структур и их должностных лиц.

Своеобразием повести является использование автором нескольких сюжетных линий в виде реальных событий и выдумки, лаконично раскрывающей образ маленького человека, совершающего в сложных обстоятельствах нехарактерный для него поступок.

Отличительной особенностью произведения представляется применение писателем неодушевленных персонажей в виде образа шинели, символизирующей скромного человека, не имеющего амбиций, превращающегося в настойчивого и активного гражданина, а также образа Петербурга, представленного автором в качестве холодного, жестокого, грязного, опасного и темного города.

Помимо темы маленького человека в повести раскрываются проблемы безнравственности, абсурдности государственного уклада, отсутствие гуманных качеств чиновников, равнодушия, социального неравенства, бессилия простого человека перед властными структурами и их должностными лицами.

Смысловая нагрузка повести заключается в изображение протеста в отношении общественной бездуховности, порядков, унижающих человеческое достоинство в моральном, материальном и физическом плане, заставляя почувствовать собственное бессилие в огромном мире людей, безразличных к чужому горю.

2 вариант

Рассматривая повесть «Шинель» нельзя не упомянуть об истории, предшествовавшей написанию романа. Сидела компания людей, здесь же присутствовал и Гоголь, и один из мужчин рассказал смешную историю – анекдот про мужичка, который очень продолжительное время копил на свое ружье, а потом его потерял. Все в компании рассмеялись, кроме Николая Васильевича. Он вдруг помрачнел и ушел в свои думы. Через пять лет, свет увидела «Шинель», а её сюжет был весьма схож с рассказанным анекдотом.

В повести ведется рассказ об Акакии Акакиевиче, который является «маленьким человеком», на которого не обращают внимание власть, другие люди. Мы прослеживаем его жизнь с момента рождения до самой смерти. Главный герой так и не увидит справедливость в своей жизни. Она восторжествует только потом, в виде мистического героя, отбирающего шинели у прохожих.

Главная цель рассказа – обратить внимание на людей, которые тоже оказались беззащитны к этому миру, которые нуждаются в помощи. Автор протестует против надменности существующего общества, его бездуховности и безразличию к проблемам других людей. Мало того, что они не обращают внимания на «маленьких людей», так ещё и всячески унижают и ущемляют в правах.

Главный герой – Башмачкин, предстает нам невыразительным человеком, который не может совершить волевой поступок, его жизнь сера и скучна. Для него шинель – это верх его мечтаний. Для всех остальных –он человек, предназначенный для издевок, отчего главные слова его – отставьте меня, зачем вы меня обижаете. Все остальные персонажи описаны не так подробно, это дает выдвинуть проблемы Башмачкина на первый план. В повести очень мало имен, это придает эффект безликости того времени.

В течение произведения, мы переживаем с героем все «хождения» святых и мучеников. Ведь вся жизнь Акакия Акакиевича и есть этот подвиг, который он совершает во имя правды, справедливости. В начале повести мы узнаем, почему же главному герою так необходима шинель, вся жизнь его это ничем не примечательное существование обычного человека, и единственный поступок за всю жизнь – это кульминация произведения – противостояние властям, которое влечет за собой смерть Башмачкина.

В Эпилоге Гоголь добавил свою любимую мистическую составляющую – призрака главного героя, который ходит по улицам и отбирает шинели у проходящих людей. В конце концов он добрался и до своего главного врага. Здесь подчеркивается, что справедливость можно найти только на том свете, но не в реальном мире.

Шинель – анализ повести

Жизнь Николая Васильевича Гоголя окутана мистической силой. Сколько тайн и загадок унёс в могилу знаменитый писатель.

Произведение «Шинель» практически сразу же стало популярным среди читателей и вызвало не мало шуму со стороны критиков.

Это история об Акакии Акакиевиче Башмачкине — бедном чиновнике над которым все смеются. Чтобы купить себе новую шинель главный герой отказывает себе во всём, экономит даже на продуктах, чтобы к зиме у него была новая вещь. Это чудо наконец-то наступает. Башмачкин, накопив нужную сумму денег и покупает себе долгожданную шинель. Радости было не счесть. Но в тот же вечер грабители отнимают у Акакия Акакиевича долгожданный предмет. Главный герой борется до последнего за предмет обожания, но проигрывает эту борьбу. А в скором времени и во все умирает от горячки. И даже тут автор не обходится без мистики. Он пишет, что Башмачкин в образе призрака блуждает по городу с целью найти того преступника, а когда находит то, отнимает шинель и тогда душа покойного успокаивается.

Это повесть о маленьком человеке, который не стремится жить лучше, чем есть. Акакий Акакиевич доволен тем, что у него есть сейчас. Но, когда появляется цель, то и жизнь меняется. В этом и суть, что у главного героя жизнь не являлась жизнью без цели, хотя он любил свою работу и это можно было считать за главную цель в жизнь. Однако, когда встаёт вопрос о покупке новой шинели, то главный герой оживает ещё больше, чем когда – либо.

Так же автор даёт понять читателю, что нельзя относиться бессердечно к людям, издеваться, унижать. Это совершенно несправедливо, ведь у главного героя нет никого и ничего. Он абсолютно одинок. Когда шинель отбирают, то Башмачкин становиться одиноким и несчастным в двойне, ведь у него отобрали смысл жизни.

В те страшные годы не было дела до маленьких людей, которые так много страдали. Когда Акакий Акакиевич умер никто этого даже не заметил. Разве это не печально, что статус играет такую важную роль в социальной жизни человека. Если нет должного статуса, то звать значит никак. Эта идеология погубила немало судеб в те года, да и в нынешнее время это частично играет роль. Надо учиться избавляться от предубеждений, чтобы не создавать не себе, не другим проблемы.

Основываясь на анализе можно с уверенностью предположить, что делать смыслом жизни работу не всегда хорошо, точнее грустно и серо. А маленькие цели всегда дают какую-нибудь надежду на что-то новое, интересное. Это как новая страница в книге.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ повести Шинель

Популярные сегодня темы

Элементарное восприятие, понимание друг друга, установление контакта между людьми не обходится без его участия

Это один из трёх романов, посвященных потерянному поколению. Действие происходит в Германии. Начало 30-х годов прошлого века. В результате путча к власти приходит Гитлер. Ремарк вынужден эмигрировать в Америку.

В комедии «Ревизор» Николай Васильевич Гоголь, изображает очень много персонажей и каждый из них мечтает о своем. Хочет сделать свою жизнь лучше. И все ждут, когда уже уедет ревизор чтобы реализовать

Одна из главных достопримечательностей Российской Федерации – прекрасное озеро Байкал, что расположено на юге Восточной Сибири. Оно возникло многие миллионы лет назад в тектоническом разломе

Все из нас так или иначе связаны с писательством. Мы отправляем друг другу сообщения, пишем письма, ведем дневники, ежедневники, но никто из нас не имеет права носить почетное звание — писатель. Почему?

«Шинель» (Н. Гоголь)

Цитата: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?».

История создания

На создание «Шинели», как и на написание «Ревизора», Гоголя вдохновила публично рассказанная забавная история. Звучала она так: жил-был один бедный чиновник. И очень этот чиновник любил охотиться. Мечтал о хорошем ружье. Долго копил чиновник деньги на это ружьё. Наконец купил — но потерял его, плывя по Финскому заливу. Очень расстроился, пришёл домой и умер.

Николай Васильевич увидел в этой истории больше трагедию, чем комедию, — и написал «Шинель».

Проблематика: человеческое достоинство маленького человека.

Смысл названия: новая шинель — та оболочка, которая позволила бы Акакию Акакиевичу быть принятым в мире чиновников и не ощущать их презрения. Шинель становится смыслом жизни главного героя.

Литературное направление: реализм.

Литературный жанр: повесть (из цикла « Петербургские повести »).

Жанровые особенности: «Шинель» написана в житийной традиции и формально схожа с описаниями жизни святых. Поэтому повесть следует читать как притчу с философским подтекстом.

Кстати, с глубиной содержания связано и жанровое определение: по объёму «Шинель» ближе к рассказу, но вечные проблемы бытия, раскрытые в ней, выводят это произведение на иной уровень.

Время и место действия: действие происходит в середине XIX в. в Петербурге.

Действующие лица

  • Акакий Акакиевич Башмачкин — титулярный советник, маленький человек. Старше 50 лет, лысеет, не женат, не имеет друзей. Искренне любит свою работу — переписывать бумаги от руки.
  • Петрович — портной, бывший крепостной, кривой на один глаз, любит выпить.
  • «Значительное лицо» — лицо, недавно получившее повышение и стремящееся всем показать свою значительность.

Краткое содержание

Акакий Акакиевич Башмачкин был ничем не примечательным человеком. Он любил переписывать бумаги, но был, в общем-то, незначительным, и все над ним посмеивались. Жалование у Башмачкина было скромное — 400 рублей.

Однажды шинель Акакия Акакиевича совсем прохудилась. Он попросил портного Петровича зашить, но и шить-то уже было нечего — вся ткань гнилая. Надо шить новую. Акакий Акакиевич стал экономить: отказался от чаепитий, старался ходить на цыпочках, чтобы беречь ботинки, реже отдавал бельё стирать, а дома носил только халат. Наконец деньги были накоплены, и Акакий Акакиевич получил новую шинель.

В департаменте все его поздравили и пригласили на именины к коллеге. Ночью Акакий Акакиевич возвращался домой, как тут к нему подошли неизвестные и со словами: «А шинель-то моя!» — драгоценную одежду отобрали.

Квартирная хозяйка советовала обратиться в полицию. Акакий Акакиевич обратился — но толку никакого. На работу он пришёл в старой шинели. Сотрудники пожалели его и посоветовали обратиться за помощью к «значительному лицу», но это «лицо» так накричало на Башмачкина, что тот ушёл, «себя не помня».

Было холодно, старая шинель не грела, и Башмачкин слёг, а через несколько дней умер. Только у Калинкина моста появился призрак в образе чиновника, снимающий с прохожих верхнюю одежду. Кто-то даже узнал в этом призраке Акакия Башмачкина. Однажды мимо моста проезжало «значительное лицо». Призрак с криком: «Твоей-то шинели мне и нужно!» — снял с «лица» верхнюю одежду и больше не появлялся.

Экранизации

  • «Шинель» (СССР, 1959, в роли Башмачкина — Ролан Быков);
  • «Шинель» (1981, СССР, мультфильм, режиссёр Юрий Норштейн);
  • «Шинель» (СССР, 1926, немой фильм).

Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

В честь кого главный герой «Шинели» был назван?

Ответ. В честь отца — Акакий Акакиевич.

К какому типу героев можно отнести Башмачкина?

Ответ. Акакий Башмачкин — представитель типа героя, который называется маленьким человеком. Первым представителем этого типа героя стал Самсон Вырин (А. С. Пушкин, «Станционный смотритель»). Маленький человек безобиден и зауряден, но от того не менее значим, чем любой другой человек.

В какой цикл повестей включена повесть Н. В. Гоголя «Шинель»?

Ответ. «Петербургские повести».

Краткий и полный анализ повести Н. В. Гоголя “Шинель”

«Шинель» Николая Гоголя, изданная в 1842 году, относится к числу петербургских повестей писателя. Это произведение, описывающее безликую жизнь мелкого чиновника – настоящий манифест равноправия для людей с разным характером, способностями, социальным статусом. Предлагаем краткий и полный анализ повести в помощь ученикам.

Год написания – 1842 г.
История создания – переработка анекдота о мелком чиновнике, который купил ружье, о котором мечтал, затем уронил его в воду и умер с горя.
Жанр – повесть.
Направление – критический реализм.
Основная идея – – указать на бездуховность общества. Слабый и беспомощный человек противопоставляется агрессивному, бездушному миру. Лишь, будучи призраком, он может восстановить справедливость.
Тема – тема «маленького человека», несогласие с отсутствием гуманного отношения в обществе, с общественными порядками, попирающие права и свободы человека.
Проблема – проблема бездушного и сытого мира, выбирающего для себя «козла отпущения», на которого выражается коллективная злость и недовольство. Обращение к читателю, призыв заметить тех, кто слаб, беспомощен и нуждается в защите. Призыв повышать свой духовный уровень – и самому не попадать в ситуацию Башмачкина, и не обижать других.
Композиция – краткая история жизни Акакия Акакиевича, которая от рождения и до смерти представляется тяжелым испытанием, мученическим подвигом.

  1. п.1. Тематика и проблематика (основные темы и проблемы)
  2. п.2. Идея и пафос (идейно-эмоциональная оценка)
  3. п.3. Основные герои, их место в образной системе
  4. п.4. Литературные приёмы
  5. п.5. Конфликт произведения

п.1. Тематика и проблематика

  • 1. Описание жизни маленького человека и его взаимодействие с окружающими. Башмачкин представляется слабым человеком, лишенным способностей, не умеющим защитить себя. Все, что ему остается – это терпеть издевательства сослуживцев и высоких чинов. Терпеть до тех пор, пока не иссякнет последняя капля жизни.
  • 2. Ценность людей определяется положением в обществе. Значительное лицо не является нравственным человеком, но чувствует себя хозяином жизни. Он превращается в самодура, а подчиненные – в пресмыкающихся перед его авторитетом.
  • 3. Наряду с реальным миром, Гоголь вводит фантастический мир, который дополняет образ Башмачкина – как будто бы, вырывается наружу весь его скрытый потенциал. Дух дерзкий, решительный, сильный – он способен не только наводить дикий ужас на горожан, но и отомстить за себя.

Проблематика повести затрагивает, как пороки внутреннего мира человека, так и общества в целом.

  • 1. Главная проблема – отсутствие гуманизма. В повести подавляющее большинство персонажей эгоистичны, агрессивны, малодушны. В описании жизни Башмачкина и его сослуживцев не чувствуется высоких устремлений, интереса к жизни. Развлечения коллег Башмачкина – подтрунивать над жалким Акакием Акакиевичем. Сам Башмачкин настолько запуган, весь его интерес к миру переносится на любимую работу – Акакий Акакиевич переписывает от руки тексты. В таком незатейливом времяпровождении проходит вся его жизнь. Более того, Башмачкин ничего не делает для того, чтобы изменить свое плачевное положение в коллективе. Похоже, что он даже и толком не видит того, что с ним происходит.
  • 2. Равнодушие. И чиновники, и значительное лицо равнодушны к горю Акакия Акакиевича. Сослуживцам чуждо сострадание, а значительное лицо старается отогнать от себя мысли, взывающие к человечности.
  • 3. Бедность. Человек, проводящий массу времени на работе, не имеет возможности купить даже необходимые вещи. Для достижения цели ему нужно экономить, во всем отказывать себе.
  • 4. Социальное неравенство. Башмачкин, при виде генерала теряется и робеет. Значительное лицо обрушивается громом на своего просителя, демонстрируя свое превосходство, относясь к нему, как к блохе.

п.2. Идея и пафос (идейно-эмоциональная оценка)

Гоголь хотел, чтобы история жизни Башмачкина смогла растопить самые бездушные и черствые сердца. Здесь чувствуется, как автор выражает самый настоящий пафос гуманности.

Автор всеми силами хочет защитить бедного и запуганного мелкого чиновника. Когда издевательства сослуживцев становятся совсем уж невыносимыми, Акакий Акакиевич произносит одну лишь фразу: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» Этот вопрос, отчаянный крик души вдруг оказывает свое действие. Он оставляет глубокий след в сердце одного из сослуживцев Башмачкина.

Читатель проникается жалостью, состраданием к главному герою, на которого особенно повлияла крайне неприятная ситуация – кража новой шинели. Появление шинели – это событие, придавшее жизни Башмачкина смысл, позволившее ему радоваться и уважать себя. Когда шинель воруют, то у главного героя забирают самое ценное – веру в лучшую жизнь.

п.3. Основные герои, их место в образной системе

Образная система повести проявлена на том, что одни персонажи препятствуют благополучной жизни Башмачкина, а другие помогают ему.

Рассмотрим персонажей, препятствующих гармоничному существованию главного героя – образ Акакия Акакиевича противопоставлен практически всем персонажам повести. Это практически все чиновники, работающие с ним, охранники, начальство, ополчившиеся против Башмачкина без всякой причины. К их числу относится и значительное лицо, к которому он обращается по поводу кражи шинели и получает грубый решительный отказ. Шинель для Акакия Акакиевича – это не просто обновка, а новая жизнь, теплая, красивая, удобная, раскрывающая его потенциал.

Есть и такие персонажи повести, кто искренне расположен к Башмачкину, но их единицы. Из числа чиновников всего один человек содрогается при виде происходящего, но и он молчит, не осмеливаясь выразить свои чувства. Читая про Петровича, проникаешься симпатией к этому персонажу. Он относится к Башмачкину с теплотой, помогая воплотить его мечту. Портной продумывает пошив шинели во всех деталях, взяв лишь символическую сумму за свою работу.

И становится не по себе, когда представляешь этого человека, его безысходность и боль. И здесь закономерен печальный финал – главный герой умирает. После смерти Башмачкина противостояние не закончено. Став призраком, главный герой обретает вдруг силу, которую он не смог проявить при жизни. Проявляется его скрытый потенциал, его неистовое желание отомстить обидчикам. Благодаря этому эпизоду, появляется чувство, что справедливость обязательно восторжествует и в этой ситуации, и в любой другой.

п.4. Литературные приёмы

В повести немало сатирических моментов, где Гоголь использует различные приемы, каламбуры, смешные слова. С помощью литературных приемов, он. Проявляя образ и характер главного героя, автор обыгрывает его имя и фамилию. Имя «Акакий Акакиевич» говорит, что перед читателем предстает нечто, мелкое, пугливое и никчемное. От фамилии же веет чем-то уменьшительным и плебейским. Далее он описывает происхождение фамилии, подходя к вопросу с большой серьезностью, что выглядит крайне комично:

«Фамилия чиновника была Башмачкин. Уже по самому имени видно, что она когда-то произошла от башмака; но когда, в какое время и каким образом произошла она от башмака, ничего этого неизвестно. И отец, и дед, и даже шурин и все совершенно Башмачкины ходили в сапогах, переменяя только раза три в год подметки».

Говоря о шурине, он доводит каламбур до абсурда, что характерно для творчества Гоголя. Описывая подметки, уходит в детали, никак не относящиеся к появлению данной фамилии.

Гоголь комично описывает и речь Башмачкина, что добавляет немало ярких штрихов к образу главного героя:

Для автора характерно и использование противологического сочетания слов.

п.5. Конфликт произведения

В основе произведения лежит конфликт в отношениях с людьми: конфликт в коллективе сослуживцев, равных по званию либо конфликт при взаимодействии со значимым лицом, звание которого выше по рангу.

Если сослуживцы на работе насмехаются над слабым человеком либо допускают это, то можно предположить, что и отношения других чиновников друг к другу не особо хорошее. Скорее всего, им не достает радости, уважения, интереса.

В конце повести справедливость наводит дух Башмачкина через мщение своим обидчикам. Вместо этого хотелось бы увидеть реальные теплые отношения между людьми, принятия Башмачкина коллективом. Увидеть людей, взаимодействие которых построено на доброжелательном отношении к друг к другу.

Ссылка на основную публикацию