Андреев Леонид Николаевич (1871 – 1919) 📚 – биография и творческий путь

Леонид Андреев

краткая биография

Роль и место в литературе

Несмотря на некую обособленность творчества, имя русского писателя Леонида Николаевича Андреева вошло в историю отечественной литературы, благодаря его большому таланту, своеобразию и оригинальности художественных средств выражения.

Творческий путь писателя начинался с написания фельетонов, которые он подписывал псевдонимом Джемс Линч. Настоящий успех пришел к нему, когда он начал писать реалистические рассказы. Темой его произведений был протест против социальной несправедливости и обывательской пошлости.

Дружба с такими писателями как А.П. Чехов и М. Горький свидетельствует о приверженности писателя к традициям критического реализма 19 века.

В этом доме родился писатель Леонид Андреев

При прочтении его прозы возникает много вопросов, поражает зыбкость его идейных взглядов, скепсис в отношении победы добра над злом, что заставляет читателя задумываться над большинством его произведений.

Происхождение и ранние годы

Родина Леонида Андреева – город Орел. Там он появился на свет 21 августа 1871 года. Его отец, Николай Андреев, был железнодорожником и получал за свою работу совсем небольшие деньги. Мать, Анастасия Пацковская, была родом из разорившейся семьи польских помещиков. Леонид был первенцем супругов Андреевых, после него в семье родилось еще пятеро детей. После рождения Леонида отец сменил профессию и стал банковским служащим, где жалованье было гораздо выше, чем на железной дороге. Андреевы смогли купить собственный дом, где провел детские годы Леонид.

Читать мальчик научился очень рано. Подражая отцу, большому любителю книг, Леонид перечитал всю домашнюю библиотеку, а в семилетнем возрасте – записался в городскую. Леонид хорошо рисовал, этот талант ему передался от матери. Это умение позволило ему принимать участи в художественных выставках в то время, когда он был уже популярным писателем.

Образование

В 1882 году Леонид поступил в классическую гимназию. Учился он из ряда вон плохо, пропускал занятия и заработал репутацию самого отстающего ученика в классе. Вместо уроков он читал философские труды Гартмана и Шопенгауэра. Такое увлечение философией однажды чуть не привело к трагедии – пытаясь проверить одно из учений, он лег между рельсами перед несущимся на него поездом.

После смерти отца в 1889 году семья стала испытывать острую нужду. Леонид, которому на тот момент было семнадцать лет, помогал, как мог – на заказ рисовал портреты, занимался репетиторством со школьниками. Однако, этих денег не хватало, чтобы содержать семью, поэтому было принято решение продать землю и дом. Андреевым пришлось жить на съемной квартире.

С женой и сыном

В 1891 году Леонид поступил в Петербургский университет, но учеба его совершенно не вдохновляла. Он часто пропускал занятия, потому что нехватка денег заставляла его зарабатывать написанием портретов. Именно нужда заставила молодого человека обратиться к литературному творчеству, на первом курсе он написал рассказ «О голодном студенте», который редакция публиковать отказалась. Также были отвергнуты и несколько последующих работ.

Первое поражение не остудило писательского пыла Андреева. В 1892 году удача повернулась к нему лицом – был напечатан его рассказ «В холоде и золоте».

Несмотря на первый писательский успех, в 1893 году Леонида все-таки исключили из университета за невозможность оплачивать учебу. Он перевелся в Московский университет и стал студентом второго курса юридического факультета. В финансовом плане жить ему стало легче, потому что на помощь пришли члены орловского землячества.

Писатель с мамой

Через два года в Москву переехала мать с детьми. Нужда снова вошла в жизнь Андреевых – им не на что было купить даже еду. Леониду приходилось воровать хлеб в университетской столовой и таким способом поддерживать семью. Весной 1897 года он окончил университет, получив профессию адвоката.

Творчество

В 1897 Андреев начал сотрудничать с газетой демократического направления «Курьер». Она издавала его судебные репортажи, фельетоны и беллетристику под псевдонимом Джемс Линч. Благодаря Максиму Горькому, который сразу отметил талант нового сотрудника, была издана его книга «Рассказы». После ее выхода в свет к Андрееву пришла литературная известность.

Писателя остро интересовали и моральные и философские грани человеческой жизни. Его тревожила все возрастающая разобщенность людей, духовное оскудение, отсутствие интереса к судьбе России. Андреев видел, что этому подвержены не только нуждающиеся люди, но и «благополучные обыватели». Пример такой разобщенности можно найти в рассказе «Большой шлем», героев которого связывает только игра в винт.

Дом-музей в Орле

Критики, указывая на сложность произведений Андреева, рекомендовали ему писать более простым языком, однако А.П. Чехов именно в этой сложности рассмотрел необычность таланта молодого писателя. В повести «Жизнь Василия Фивейского» писатель выдвигает концепцию о ничтожности человека перед Вселенной, о суровости человеческой жизни. Но от понимания этого личность становится еще более несгибаемой.

В повести «Красный смех», изданной в 1904 году, Андреев резко осуждает войну за ее антигуманный характер. Этот рассказ вызвал большой отклик не только на родине, но и за рубежом.

Пьеса «К звездам» была написана в революционном 1905 году. В ней писатель восхваляет революционеров и, даже, оказывается в тюрьме за то, что дал возможность заседанию ЦК РСДРП провести одно из собраний в своей квартире. Однако в этом же году, в рассказе «Так было» уже звучит неуверенность в том, так ли необходима была революция.

Скульптурная композиция в Орле

В своих пьесах писатель применял созданную им художественную систему, которая отличалась оригинальностью и не была похожа на работы других драматургов. Иногда его причисляли к символистам, но сами последователи этого движения (А. Белый, З. Гиппиус и др.) не признавали его своим. У Андреева был свой собственный авторский метод и оригинальное мировоззрение, которое отличало его работы. За пьесу «Жизнь человека» Андреев получил премию имени Александра Грибоедова.

Следующая череда рассказов, написанных в 1907 году, посвящена теме предательства, которое начало процветать по мере сдерживания революции.

Примером этому служат рассказы «Иуда Искариот» и «Тьма», в последнем писатель изобразил психологический портрет революционера-изменника. После выхода этого рассказа М. Горький прекратил отношения с Андреевым.

Андреев постоянно находился в поиске чего-то нового в драматургии. Он был уверен в том, что должна измениться сама форма произведений, в которых основное место до сих пор занимали интриги и противостояние. Писатель считал, что основное внимание должно уделяться духовному миру человека, его подсознанию. Эти взгляды отражены в его пьесах «Собачий вальс» и «Реквием», написанных в 1915 и 1916 годах соответственно.

Памятник в Серово

В период Первой мировой войны Андреев был сотрудником буржуазной газеты «Русская воля». Это время ознаменовано выходом повести «Иго войны». Главным героем произведения стал обычный человек, до сознания которого доходит весь ужас войны, как противоестественного явления.

К Октябрьской революции 1917 года Андреев проявил категорическое неприятие и эмигрировал в Финляндию, где прожил до конца жизни.

Главные произведения

Главные герои рассказа «Жили-были» – купец, студент и дьякон. Все они неизлечимо больны, и жизнь сводит всех троих в больнице. Они знают, что дни их сочтены, но относятся к этому каждый по-своему.

Один в ярости от того, что судьба несправедлива по отношению к нему. Второй безропотно ожидает смерти. Третий вообще отрицает смерть и считает, что с ним этого не случится. Читателю раскрываются характеры героев после того, как им становится известен неутешительный диагноз. Особенно силен в художественном плане момент, когда герой плачет по солнцу, понимая, что совсем скоро он больше его не увидит.

В рассказе «Бездна» автор поднимает вопросы морали и нравственности. Произведение повествует об ужасном событии, которое произошло с молодыми влюбленными во время вечерней прогулки. Гимназистка, молодая девушка и ее спутник студент беседуют на возвышенные темы, их помыслы чисты и невинны. Внезапно путь им преграждают люди, которых принято называть отбросами общества. Став свидетелем насильственных действий над девушкой, студент вдруг испытывает непреодолимое желание участия в этом преступлении и совершает его. Так, из человека, еще недавно рассуждавшего о прекрасном, он превращается в падшее существо.

Надгробие на месте захоронения

Публикация рассказа вызвала такой шквал полемики, что автора стали упрекать в безнравственности и клевете на человека.

Прочитавший повесть «Иуда Искариот» М. Горький сразу сказал Андрееву, что понятна она будет далеко не каждому. Что и случилось впоследствии.

Андреевский Иуда – персонаж, несомненно, отрицательный, но несчастный. Апостолов писатель представил в виде самых обыкновенных людей со всеми сопутствующими пороками, например, такими, как трусость. Такую трактовку резко осудили глубоко верующие люди. Повесть вызвала множество споров и противоречивых оценок, но, тем не менее, была издана не только в России, но и других странах, а также неоднократно экранизирована.

Последние годы

Последние годы жизни Л.Н. Андреева прошли в Финляндии. В эмиграции он продолжал писать, но произведения этой поры наполнены пессимизмом. Это особенно ощущается в «Дневнике Сатаны».

Не стало писателя в 1919 году. Перед этим здоровье его очень ухудшилось, начались непрекращающиеся головные боли. Смерть наступила от сердечного приступа в возрасте 48 лет. Похоронили Леонида Андреева на кладбище небольшого городка в Финляндии.

Хронологическая таблица (по датам)
Год (годы)Событие
1871Год рождения Леонида Андреева
1882-1891Годы обучения в гимназии
1891Поступление в Петербургский университет
1892Выход первого рассказа «В холоде и золоте»
1897Окончание университета
1898-1899Вышли рассказы «Баргамот и Гараська» и «Петька на даче»
1900Вступление в литературный кружок «Среда»
1901Выход первой книги «Рассказы»
1902Женитьба на А. Велигорской, племяннице Т. Шевченко
1903Выход повести «Жизнь Василия Фивейского»
1904Выход антивоенной повести «Красный смех»
1905-1906Отъезд в Германию. Смерть жены
1907Выход повести «Иуда Искариот»
1908Выход пьесы «Царь голод», переезд в Германию
1916Возвращение в Петроград
1919Выход статьи «S.O.S.», романа «Дневник Сатаны»
1919Не стало Леонида Николаевича Андреева
Интересные факты
  • у Андреева было русско-польское происхождение;
  • с юношеских лет увлекался философией:
  • был отчислен из университета за неуплату обучения;
  • смерть отца стала для него настолько сильным ударом, что он стал злоупотреблять алкоголем;
  • был период полного безденежья, во время которого Андреев голодал;
  • в 23 года пытался свести счеты с жизнью из-за любви;
  • писатель в начале своего творчества писал фельетоны для газеты;
  • использовал разные псевдонимы при подписании своих работ;
  • в 1905 году предоставлял укрытие людям, которых разыскивала полиция, за что был водворен в тюрьму;
  • порок сердца, ставший причиной смерти, возник у него после неудачной попытки застрелиться.
Память о писателе

Имя Леонида Андреева носят улицы Орла и Калининграда.

В1991 году в Орле был открыт музей Леонида Андреева.

Библиотека № 5 города Орла носит имя писателя.

В Орле установлен памятник Леониду Андрееву.

В 2014 году в Москве был открыт театр имени Леонида Андреева.

На доме, в котором жил писатель, в Петербурге установлена мемориальная доска.

Андреев, Леонид Николаевич

Родился 21 августа 1871 г. в Орле. Его отец, Николай Иванович Андреев, был землемером. Мать, Анастасия Николаевна Пацковская, происходила из семьи разорившегося польского помещика.

В 1882-1891 гг. Леонид Андреев учился в Орловской классической гимназии.
В 1891 г. поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета. В 1892 г. был отчислен из-за неоплаты обучения. В 1893 г. стал студентом юридического факультета Московского университета, добившись отмены платы за обучение “по бедности”.
В 1897 г. Леонид Андреев окончил Московский университет, после чего на протяжении четырех лет работал помощником присяжного поверенного Московского судебного округа.

Творческий и жизненный путь
В апреле 1892 г. Леонид Андреев дебютировал в печати, выпустив в петербургском журнале “Звезда” рассказ “В холоде и золоте” (под псевдонимом Л. П.). В сентябре 1895 г. разместил в газете “Орловский вестник” рассказ “Он, она и водка” (под псевдонимом Л. А.).
В ноябре 1897 г. стал сотрудником московской газеты “Курьер”, публиковал в ней под своим именем судебные репортажи и театральные рецензии.
В апреле 1898 г. в “Курьере” вышел его пасхальный рассказ “Баргамот и Гараська”, который сам писатель считал полноценным дебютом в художественной литературе.
Известность Леониду Андрееву принес сборник “Рассказы”, выпущенный в 1901 г. петербургским издательством “Знание” (его возглавляли Максим Горький и Константин Пятницкий).
В 1903 г. Леонид Андреев стал членом Общества любителей российской словесности при Московском университете.
В 1904 г. опубликовал повесть “Жизнь Василия Фивейского” о трагической судьбе деревенского священника. Широкую известность получил вышедший в том же году рассказ “Красный смех”, ставший откликом писателя на Русско-японскую войну. Это произведение, насыщенное фантасмагорическими картинами и натуралистическими описаниями, повествовало об ужасах абстрактного военного конфликта.
С 1905 г. Леонид Андреев также выступал как драматург. Его первая пьеса, “К звездам”, в 1906 г. была инсценирована в Свободном театре Вены (Австро-Венгрия). В 1907 г. пьесу “Жизнь человека” в Драматическом театре Веры Комиссаржевской (Санкт-Петербург) поставил известный режиссер Всеволод Мейерхольд. В пьесах 1908 г. представлены обобщенные образы социальных катаклизмов (“Царь-Голод”), исследуется природа человеческой психики (“Черные маски”).
Произведения второй половины 1900-х гг. затрагивали социальные и нравственные проблемы российского общества (1906, рассказ “Губернатор”; 1907, рассказ “Тьма”; 1908, повесть “Рассказ о семи повешенных”), а также религиозно-этическую тематику (1907, повесть “Иуда Искариот”). Литературоведы расценивают их как новаторские сочинения, во многом предвещавшие утверждение экспрессионизма – художественного направления, связанного с протестом против несовершенства цивилизации и выражением мистического ужаса перед хаосом бытия.
Уже во второй половине 1900-х гг. Леонид Андреев стал одним из наиболее востребованных русских авторов и на аванс от одного из своих издателей в 1908 г. переселился в собственную 15-комнатную виллу в дер. Ваммельсуу (Выборгская губерния Великого княжества Финляндского, ныне пос. Серово в составе Курортного района Санкт-Петербурга).
В 1911 г. выпустил роман “Сашка Жегулев”, в котором затронул проблематику крестьянского движения во время революции 1905-1907 гг.
В 1912 и 1914 гг. Леонид Андреев опубликовал в периодических изданиях два “Письма о театре”, в которых утверждал приоритет интеллектуальных начал в грядущей эволюции театрального искусства. В рамках этой концепции выдержаны его поздние пьесы “Тот, кто получает пощечины” (1915) и “Реквием” (1917), в которых важное место занимает тема трагедийности человеческой жизни.
После начала в 1914 г. Первой мировой войны Леонид Андреев, занявший патриотическую позицию, печатал публицистические очерки в газетах “Биржевые ведомости”, “День”, “Отечество” и др. В 1915 г. выпустил сборник статей о войне “В сей грозный час”.
В 1916-1917 гг. работал в Петрограде заведующим литературной редакцией газеты “Русская воля”, положительно воспринял Февральскую революцию 1917 г.
Леонид Андреев не принял Октябрьскую революцию 1917 г., после прихода к власти большевиков покинул Петроград и выехал в дер. Ваммельсуу. В 1918-1919 гг. работал над романом “Дневник Сатаны”, в котором развернул идею о торжестве зла в современном мире (опубликован в Финляндии на русском языке в 1921 г.).
С осени 1918 г. по весну 1919 г. Леонид Андреев проживал в дер. Тюрисевя (Выборгская губерния Финляндии, ныне пос. Ушково в составе Курортного района Санкт-Петербурга), летом 1919 г. – в пос. Терву на берегу Ладожского озера (ныне на территории Лахденпохского района Республики Карелия). В феврале 1919 г. написал статью “S. O. S.”, содержавшую призыв к союзным державам помочь народу России восстановить государство, свободное от власти большевиков.
Осенью 1919 г. Леонид Андреев переехал в дер. Нейвола (Выборгская губерния Финляндии, ныне пос. Горьковское в Выборгском районе Ленинградской области). Скончался там же 12 сентября 1919 г. на 49-м году жизни от сердечного приступа. Был похоронен в склепе местной часовни.
В 1924 г. прах писателя перенесен на кладбище в дер. Метсякюля (Выборгская губерния Финляндии, ныне пос. Молодежное в составе Курортного района Санкт-Петербурга), в 1956 г. – на Литераторские мостки Волковского кладбища в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург).

Личные сведения
В 1902-1906 гг. был женат на Александре Велигорской (1881-1906). Сыновья – Вадим (1903-1976, поэт и прозаик) и Даниил (1906-1959, писатель, автор религиозно-философского произведения “Роза Мира”). С 1908 г. супругой Леонида Андреева была Анна Денисевич (1883-1948). Сыновья – Савва (1909-1970, художник и артист балета) и Валентин (1912-1988, художник), дочь – Вера (1910-1986, мемуарист).

ЛЕОНИД АНДРЕЕВ (1871-1919)

Л. Н. Андреева критики называли “выразителем дум” мыслящих людей начала XX столетия, но ответы на болезненные экзистенциальные вопросы, возникшие на исходе Нового времени, не найдены, и в XXI в. он выполняет ту же миссию. Андреева, по его собственному признанию, интересовал “человек. в духовной сущности”, треножила уязвимость гуманизма и мобильность зла. Он по-прежнему популярен и вызывает дискуссии. Писатель сам вопрошал себя: классик он или модернист? Литературоведы относят экспрессивные сочинения мастера к неореализму: его реализм вобрал в себя черты модернизма, а его размышления о быте тесно связаны с размышлениями о бытии. Андреева при жизни издавали в Старом и Новом Свете, в Азии, его след очевиден в отечественной и мировой словесности.

Творческая биография и художественный мир Л. Н. Андреева

Леонид Николаевич Андреев, будущий прозаик, драматург, публицист, родился в Орле. Отец его был из мещан, служил землемером, отличался суровым характером. Мать – из дворян, мягкая, поэтичная натура, сказительница. Она пробудила у мальчика любовь к слову. Привязанность к матери Андреев сохранил до конца жизни. Первые запомнившиеся ему авторы – Л. Н. Толстой, В. М. Гаршин, Ж. Берн, Э. По.

В дебютных произведениях писателя угадываются орловские нравы: земляки с удовольствием показывают тот самый перекресток, на котором стоял тот самый городовой, которого Андреев обессмертил в рассказе “Баргамот и Гараська” (1898). После публикации этого рассказа автор, как говорят, проснулся знаменитым. Другой первичный источник тем и образов нашелся в суде, где Андреев служил по окончании юридического факультета Московского университета (1897) помощником присяжного поверенного, адвокатом. Сюжет сатирического рассказа “Христиане” (1905) построен на событии, которое могло иметь место в зале суда. В финале рассказа гулящая Пелагея Караулова предстает “караульной” христианства, обличителем фальши, лицемерия. Функционально этот характер близок толстовской Катюше Масловой.

Становлению художественного стиля, поискам тематики способствовала и журналистская работа. Так, ироничный рассказ “Книга” (1901) о ребенке, который надрывается, перетаскивая огромные связки книг с примечательным названием “В защиту обездоленных”, имеет связь со случаем, ранее описанным Андреевым-газетчиком. Он был репортером демократичным, ярким, ироничным. Шаржировал и себя, “сытого автора, проникновенно рассуждающего о голодных”. Андреев долго смотрел на свои писания как на приработок: отец умер и на него легла обязанность помогать матери поднимать младших братьев и сестер. Его рисование портретов на заказ, кстати, одобренных И. Е. Репиным, Н. К. Рерихом, было приработком, хотя влечение к живописи осталось на всю жизнь. Многие свои образы он сначала выводил па холсте, а затем воплощал в слове. Авторитетом для писателя был Франсиско Гойя, чьи образы, словно пришедшие из кошмарного сна, по мнению Андреева, отображают трагическую подоснову бытия. Эта подоснова, проходящая и через человека, с отрочества занимала прозаика и драматурга более, чем обозримая основа.

Андреев с юности искал у философов ответы на вечные, “проклятые” вопросы: о началах начал, соотношении добра и зла, смысле жизни, сущности человека. Артур Шопенгауэр, автор учения о стоящей над миром “злой воле”, Фридрих Ницше, критик христианства, казались молодому человеку убедительнее многих, включая популярного тогда Льва Толстого, по-своему учившего искать правду в Боге. Андреевское видение жизни и всей человеческой истории передает его аллегорический рассказ “Стена” (1901). Пораженное язвами недугов, склонное к самоистреблению человечество рисуется в смертельной схватке с темными “стенами зла”, порождающими эти недуги, взаимную ненависть и преграждающими пути к свету, свободе, счастью. Жизнь – бесконечная схватка: умирающие каждую секунду люди “бессмертны, как боги”, но “стенам” нет конца. Идеи “Степы” содержатся в поэтически схожих сочинениях, таких как “Набат” (1901), “День гнева” (1910).

Андреев принимал совершенные идеи переустройства общества, но из-за несовершенства человека не очень верил в их осуществимость. Его пугала жестокость баррикадной борьбы1. Сомнения в благости революции он выразил в аллегорическом рассказе “Так было” (1905). Революция -это кровопускание, и над теми, кто ожидал от нее чего-то другого, хохочет старый смотритель часов на древней городской башне, внимая скрипу маятника: “Так было – так будет. Так было – так будет. ” Эту же тему подхватывает сочинение “Из рассказа, который никогда не будет окончен” (1907). Энтузиазм идущих на смерть масс навеян пробуждением мистического “оно”, а еще – весенним буйством природы. Название, содержание рассказа – все говорит о вечном возвращении и обреченности светлых намерений. Названия этих двух произведений взаимозаменяемы.

Затемненность палитры мастера объясняется не только эпохой, характером, мировидением, но и его судьбой. По словам близких, не заживающую душевную рану нанесла Андрееву смерть жены в 1906 г., а вторая жена писателя не стала столь же близкой для него. По воспоминаниям сына писателя, тревожная тоска никогда не оставляла отца, а в его редких шутках всегда присутствовал “элемент надрыва”. О тоске-победительнице Андреев написал мистический и, как считают исследователи, автобиографический рассказ “Он”- (1912). События в нем происходят в унылом и богатом особняке, одиноко стоящем на берегу залива где-то на севере. В особняке современники узнавали дачу Андреева в Финляндии, входившей тогда в состав Российской империи, а еще современники вспоминали гостеприимство этого странного жилища, украшенного мрачной живописью хозяина.

Леонид Андреев

Страна:Россия
Родился:21 августа 1871 г.
Умер:12 сентября 1919 г.

Леонид Николаевич Андреев — выдающийся русский писатель. Родился 21 августа 1871 года в Орле в семье землемера, который (по семейным преданиям) был внебрачным сыном помещика. Мать тоже была из знатного рода, поэтому можно утверждать, что явившийся в этот мир человек был аристократом как по духу, так и по крови.

В 1882 году его отдали в орловскую гимназию, в которой Леонид, по собственному признанию, «учился скверно». Зато много читал: Жюля Верна, Эдгара По, Чарльза Диккенса, Дмитрия Ивановича Писарева, Льва Николаевича Толстого, Эдуарда Гартмана, Артура Шопенгауэра. Последний оказал на мировоззрение будущего писателя особенно сильное влияние: шопенгауэровские мотивы пронизывают многие его произведения.

В 1889 году юноша тяжело переживает потерю отца. В этом же году его поджидает еще одно испытание — тяжелейший душевный кризис из-за несчастной любви. Психика впечатлительного молодого человека не выдержала, и он попытался даже покончить с собой: чтобы испытать судьбу, лег под поезд между рельсов. К счастью, все обошлось, и отечественная литература обогатилась еще одним великим именем.

В 1891 году, окончив гимназию, Леонид Андреев поступил на юридический факультет Петербургского университета, откуда в 1893 году был отчислен за неуплату. Ему удалось перевестись в Московский университет, за обучение в котором плату внесло Общество пособия нуждающимся. В это же время Андреев начинает печататься: в 1892 в журнале «Звезда» выходит его рассказ «В холоде и золоте», повествующий о голодном студенте. Однако жизненные неурядицы снова доводят начинающего писателя до самоубийства, но попытка опять неудачна. (Еще раз он испытает судьбу в 1894 году. И вновь остается жив.)

Все это время бедный студент влачит полуголодное существование, живет частными уроками, рисует портреты на заказ. Вдобавок, в 1895 году Леонид Андреев попадает под полицейский надзор за участие в делах Орловского студенческого землячества в Москве, так как деятельность подобных организаций была под запретом.

Тем не менее, он продолжает печататься в «Орловском вестнике». А в 1896 году он знакомится с будущей женой — Александрой Михайловной Велигорской.

В 1897 году Леонид Андреев окончил университет кандидатом права. Он начал служить помощником присяжного поверенного, выступая в суде в качестве защитника. Может быть, из своей практики он и вынес сюжет произведения, которое считается началом его литературной карьеры: 5 апреля 1898 года в газете «Курьер» (в которой в ближайшие годы будут также публиковаться — под псевдонимами Джеймс Линч и Л.-ев — фельетоны Андреева) выходит рассказ «Баргамот и Гараська». Дебют этот не остался незамеченным — первый рассказ Андреева был одобрен М. Горьким, получил высокую оценку тогдашних влиятельных критиков. Окрыленный успехом, начинающий писатель ощутил в себе необыкновенный прилив творческой энергии. С 1898 по 1904 год он написал свыше пятидесяти рассказов, а в 1901 году издательство «Знание» выпустило одно за другим восемь изданий первого тома его сочинений. Перед молодым писателем, быстро снискавшим у своего поколения репутацию «властителя дум», широко распахнулись двери редакций лучших журналов, его талант признали Толстой, Чехов, Короленко, не говоря уже о Горьком, с которым у него завязались тесные дружеские отношения (переросшие со временем в «дружбу-вражду» и завершившиеся разрывом).

В 1900 году Горький ввел его молодого писателя в литературный кружок «Среда». Вот как сам Горький описывает встречу с Леонидом: «Одетый в старенькое пальто-тулупчик, в мохнатой бараньей шапке набекрень, он напоминал молодого актера украинской труппы. Красивое лицо его мне показалось малоподвижным, но пристальный взгляд темных глаз светился той улыбкой, которая так хорошо сияла в его рассказах и фельетонах. Говорил он торопливо, глуховатым, бухающим голосом, простуженно кашляя, немножко захлебываясь словами и однообразно размахивая рукой, — точно дирижировал. Мне показалось, что это здоровый, неизменно веселый человек, способный жить посмеиваясь над невзгодами бытия».

Горький привлек Андреева к работе в «Журнале для всех» и литературно-политическом журнале «Жизнь». Но из-за этой работы (а также сбора денег для нелегальных студенческих касс) писатель вновь попал в поле зрения полиции. И он сам, и его произведения широко обсуждались литературными критиками. Розанов, например, писал: «Господин Арцыбашев и господа Леонид Андреев и Максим Горький сорвали покров фантазии с действительности и показали ее, как она есть».

10 января 1902 года в газете «Курьер» вышел рассказ «Бездна», всколыхнувший читающую публику. В нем человек представлен рабом низменных, животных инстинктов. Вокруг этого произведения Л. Андреева сразу развернулась широкая полемика, характер которой носил уже не литературоведческий, а, скорее, философский характер. (Позже писатель даже замыслил «Антибездну», где хотел изобразить лучшие стороны человека, но так и не осуществил задуманное.)

После женитьбы на Александре Михайловне Велигорской 10 февраля 1902 года начался самый спокойный и счастливый период в жизни Андреева, продолжавшийся, однако, недолго. В январе 1903 года его избрали членом Общества любителей российской словесности при Московском университете. Он продолжил литературную деятельность, причем теперь в его творчестве появлялось все больше бунтарских мотивов. В январе 1904 года в «Курьере» был опубликован рассказ «Нет прощения», направленный против агентов царской охранки. Из-за него газета была закрыта.

Важным событием — не только литературным, но и общественным — стала антивоенная повесть «Красный смех». Писатель с восторгом приветствует первую русскую революцию, пытается активно содействовать ей: работает в большевистской газете «Борьба», участвует в секретном совещании финской Красной Гвардии. Он снова вступает в конфликт с властями, и в феврале 1905 года за предоставление квартиры для заседаний ЦК РСДРП его заключают в одиночную камеру. Благодаря залогу, внесенному Саввой Морозовым, ему удается выйти из тюрьмы. Несмотря ни на что, Андреев не прекращает революционную деятельность: в июле 1905 года он вместе с Горьким выступает на литературно-музыкальном вечере, сбор от которого идет в пользу Петербургского комитета РСДРП и семей бастующих рабочих Путиловского завода. От преследований властей теперь ему приходится скрываться за границей: в конце 1905 года писатель выезжает в Германию.

Там он пережил одну из самых страшных трагедий своей жизни — смерть любимой супруги при рождении второго сына. В это время он работал над пьесой «Жизнь человека», о которой впоследствии написал Вере Фигнер: «за Ваш отзыв о «Жизни человека» спасибо. Вещь эта очень мне дорога; а уже теперь я вижу, что ее не поймут. И это очень больно обижает меня, не как автора (самолюбия у меня нету), а как «Человека». Ведь эта вещь была последней мыслью, последним чувством и гордостью моей жены — и когда разбирают ее холодно, бранят, то мне чувствуется в этом какое-то огромное оскорбление. Конечно, какое дело критикам до того, что «жена человека» умерла, — но мне больно. Вчера и сегодня пьеса ставится в Спб., и мне тошно об этом подумать». В декабре 1907 года Л. Андреев встретился с М. Горьким на Капри, а в мае 1908-го, кое-как оправившись от горя, вернулся в Россию.

Он продолжает содействовать революции: поддерживает нелегальный фонд узников Шлиссельбургской крепости, укрывает революционеров в своем доме.

Писатель работает редактором в альманахе «Шиповник» и сборнике «Знание». Приглашает в «Знание» А. Блока, которого высоко ценит. Блок, в свою очередь, так отзывается об Андрееве: «В нем находят нечто общее с Эдгаром По. Это до известной степени верно, но огромная разница в том, что в рассказах г. Андреева нет ничего «необыкновенного», «странного», «фантастического», «таинственного». Все простые житейские случаи».

Но из «Знания» писателю пришлось уйти: Горький решительно восстал против публикаций Блока и Сологуба. Порвал Андреев и с «Шиповником», который напечатал романы Б. Савинова и Ф. Сологуба после того, как он их отклонил.

Однако работа, большая и плодотворная, продолжается. Самым, пожалуй, значительным произведением этого периода стал «Иуда Искариот», где подвергается переосмыслению известный всем библейский сюжет. Ученики Христа предстают трусливыми обывателями, а Иуда — посредником между Христом и людьми. Образ Иуды двойствен: формально — предатель, а по сути — единственно преданный Христу человек. Предает же Христа он, чтобы выяснить, способен ли кто-нибудь из его последователей пожертвовать собой ради спасения учителя. Он приносит апостолам оружие, предупреждает их о грозящей Христу опасности, а после смерти Учителя следует за ним. В уста Иуды автор вкладывает весьма глубокий этический постулат: «Жертва — это страдания для одного и позор для всех. Вы на себя взяли весь грех. Вы скоро будете целовать крест, на котором вы распяли Христа. Разве он запретил вам умирать? Почему же вы живы, когда он мертв. Что такое сама правда в устах предателей? Разве не ложью становится она?». Сам автор охарактеризовал это произведение как «нечто по психологии, этике и практике предательства».

Леонид Андреев постоянно занят поисками стиля. Он разрабатывает приемы и принципы не изобразительного, а выразительного письма. В это время рождаются такие произведения, как «Рассказ о семи повешенных» (1908), повествующий о правительственных репрессиях, пьесы «Дни нашей жизни» (1908), «Анатэма» (1910), «Екатерина Ивановна» (1913), роман «Сашка Жегулев» (1911).

Первую мировую войну Л. Андреев приветствовал как «борьбу демократии всего мира с цезаризмом и деспотией, представителем каковой является Германия». Того же он ждал от всех деятелей русской культуры. В начале 1914 года писатель даже поехал к Горькому на Капри, чтобы убедить его отказаться от «пораженческой» позиции и заодно восстановить пошатнувшиеся дружеские отношения. Вернувшись в Россию, он начал работать в газете «Утро России», органе либеральной буржуазии, а в 1916 году стал редактором газеты «Русская воля».

Восторженно приветствовал Андреев и Февральскую революцию. Он даже допускал насилие, если оно применялось ради достижения «высоких целей» и служило народному благу и торжеству свободы.

Однако эйфория его убывала по мере того, как большевики укрепляли свои позиции. Уже в сентябре 1917 года он писал, что «завоеватель Ленин» ступает «по лужам крови». Противник любой диктатуры, он не смог смириться и с диктатурой большевистской. В октябре 1917 года он уехал в Финляндию, что стало фактически началом эмиграции (на самом деле, благодаря печальному курьезу: когда по реке Сестре установилась граница между Советской Россией и Финляндией, Андреев с семьей жил на даче и волей-неволей оказался «за границей»).

22 марта 1919 года в парижской газете «Общее дело» вышла его статья «S.O.S!», в которой он обратился к «благородным» гражданам за помощью и призвал их к объединению, чтобы спасти Россию от «дикарей Европы, восставших против ее культуры, законов и морали», превративших ее «в пепел, огонь, убийство, разрушение, кладбище, темницы и сумасшедшие дома».

Неспокойное душевное состояние писателя сказалось и на его физическом самочувствии. 9 декабря Леонид Андреев скончался от паралича сердца в деревне Нейвала в Финляндии на даче у друга, писателя Ф. Н. Вальковского. Тело его было временно захоронено в местной церкви.

Этот «временный» период продолжался до 1956 года, когда его прах перезахоронили в Ленинграде на Литераторских мостках Волкова кладбища.

Идеи и сюжеты Леонида Андреева оказались плохо совместимыми с идеологией советского государства, и на долгие годы имя писателя было позабыто. Первой ласточкой возрождения стал сборник рассказов и повестей, выпущенный Государственным издательством художественной литературы в 1957 году. Через два года за ним последовал сборник пьес. Состав этих книг подчеркнуто нейтрален; «опасные» произведения вроде «Бездны» и «Мысли» в них не вошли.

Первое и единственное на сегодняшний день (если не считать двухтомника 1971 года) посмертное собрание сочинений Леонида Андреева вышло в издательстве Художественная литература (Москва) в 1990-1996 годах.

В последние годы историческая справедливость восстановлена: сборники Андреева выходят из года в год и переиздаются, отдельные рассказы и повести писателя включены в школьную программу.

Фантастика в творчестве Леонида Андреева

Многие произведения Леонида Андреева непосредственно относятся к жанру фантастики и ужасов. Прежде всего следует упомянуть следующие:

    «Дневник Сатаны» — неоконченный роман, в котором Князь Тьмы является в мир начала XX века в человеческом обличье;

мистический рассказ «Он» , близкий по духу произведениям Говарда Филлипса Лавкрафта;

жуткая повесть «Красный смех» — об ужасах войны, нашедших сверхъествественное воплощение;

рассказ «Елеазар» , который своеобразно трактует историю библейского Лазаря и неоднократно включался в западные антологии историй о привидениях;

рассказ о конце света «Воскресение всех мертвых» , жанр которого сам автор определил как «мечта»;

притча «Правила добра» — о черте, возлюбившем добро;

сатирический рассказ «Смерть Гулливера» , повествующий о похоронах свифтовского героя;

  • фантастико-символистские пьесы ( «Царь голод» , «Анатэма») .
  • Кроме того, значительное число рассказов и повестей (включая такие выдающиеся, как «Полет» , «Большой шлем» , «Бездна» , «Жизнь Василия Фивейского» , «Проклятие зверя» , «Набат» и др.) нельзя с уверенностью отнести ни к фантастике, ни к традиционной литературе. В наши дни это назвали бы магическим реализмом.

    Биография Леонида Андреева

    Леонид Николаевич Андреев (21 августа 1871 – 12 сентября 1919) – всемирно известный русский писатель и публицист, один из видных и популярных представителей Серебряного века в русской литературе. Кроме того, именно Андреева многие критики и библиографы считают родоначальником нового литературного жанра – экспрессионизма.

    Детство

    Леонид Николаевич родился 21 августа в Орле. Его отец был землемером-таксатором, а мать происходила из рода крупных помещиков, которые в своё время были узнаваемыми людьми в городе. С самого детства проявлялось стремление мальчика к искусству.

    Он раньше своих одноклассников научился читать и даже стал увлекаться творчеством Гартмана и Шопенгауэра, что для школьника было нонсенсом. Однако родители, будучи людьми очень занятыми, не замечали талант своего ребенка и уж точно не представляли его писательскую карьеру в будущем.

    Начиная с восьмого класса, Леонид пытается сочинять собственные стихотворения. Под влиянием многих отечественных и зарубежных писателей и поэтов он пытается найти собственный стиль. А поскольку мать с отцом, которые на тот момент замечают писательские способности мальчика, не собираются «потакать его шалостям», первыми рецензентами становятся одноклассники Леонида и школьные учителя.

    Но, к сожалению, ни та, ни другая категория не считают первые стихотворения Андреева чем-то стоящим, поэтому у молодого таланта быстро пропадает желание продолжать творить.

    Юность

    Юношеские годы, по утверждению самого Андреева, проходили отнюдь не спокойно. Из-за чрезмерной впечатлительности, а также в попытках доказать всем и каждому, что его слово непоколебимо, Леонид несколько раз совершал необдуманные поступки, которые могли привести к трагическим результатам. Больше всего будущему писателю запомнилась история с паровозом, когда он, стараясь показать друзьям собственную значимость, поспорил с ними, что сможет лечь поперек рельсов прямо перед приближающимся транспортным средством.

    И он действительно лег и даже остался целым и невредимым, отделавшись только оплеухами от машиниста, который выбежал на насыпь уже после осознания того, что произошло. Но, к слову, тот случай никак не повлиял на репутацию Андреева: его до сих пор считали слабаком, который не мог решить проблем собственными силами.

    Юность Леонида была связана и с алкоголем. По наступлению совершеннолетия парень решил поступить на юридический факультет Петербургского университета и даже успешно сдал вступительные экзамены, но затем, получив весть из дома о том, что его отец скоропостижно скончался, ошарашенный подросток впал в депрессию, забыл об учебе и ушёл в запой, поскольку не мог даже представить себе, как семья сможет прожить без кормильца. Это, по мнению самого Андреева, было самое тяжелое время для него и матери.

    Писатель вспоминал, что, будучи не в состоянии заработать, их финансовое положение ухудшалось с каждым днём, заставляя семью голодать и претерпевать невероятные лишения ежеминутно.

    Карьера

    Как только Андреев оправился после потери отца, он попытался вновь начать писать и публиковаться. Первые произведения (вернее черновики рукописей) были отнесены им в одну из петербургских редакций, но уже через день их вернули с многочисленными издевками и сарказмом главного редактора о том, что «таланта в них не было видно ни грамма».

    Отчаявшись найти поддержку и финансовое благополучие в Петербурге, Леонид Андреев переезжает в Москву и поступает там на юридический факультет. Здесь уже его проблемы не остаются без внимания: друзья по комнате в общежитии входят в положение начинающего писателя и сбрасываются на то, чтобы тот мог спокойно творить.

    В 1897 году Андреев с отличием заканчивает высшее учебное заведение и устраивается в одну из адвокатских контор города, занимаясь карьерой юриста вплоть до 1902 года.

    В этот же период он начинает всерьез заниматься писательской деятельностью: сочиняет фельетоны и маленькие рассказы, носит рукописи сразу в две редакции газет «Курьер» и «Московский вестник».

    Наконец в 1898 году Андреева с его рассказом «Баргамот и Гараська» публикуют в одном из номеров газеты, что становится его дебютом в мире писателей и позволяет заработать свой первый небольшой гонорар и немного славы. Благодаря этому самому рассказу о Леониде Николаевиче узнает писатель Максим Горький, который приглашает его в книгоиздательное товарищество «Знание», объединявшее на тот момент многих начинающих и известных писателей и поэтов.

    Жизнь в периоды революции и войны

    Будучи человеком очень впечатлительным и невероятно вспыльчивым, Андреев всегда критиковал существующую в России власть. В 1901 году выходит его рассказ «Жили-были», который публикует газета «Курьер». За это произведение с Леонида Николаевича берут подписку о невыезде, так как в рукописи несколько раз упоминается некая «дружба с революционными друзьями», которой так опасается местная власть.

    Но подписанная бумага никак не отражается на поведении Андреева, который к 1905 году практически в открытую приветствует Первую русскую революцию, а спустя несколько месяцев укрывает у себя беглых членов РСДРП, за что зимой того же года попадает в Таганскую тюрьму. Но, к счастью, друзья, поддержанные им во время революции, не забывают о верном товарище и через 15 дней вносят за Леонида залог, под которым его выпускают на свободу.

    Многие друзья Андреева искренне надеялись, что и события Первой мировой войны будут встречены писателем с воодушевлением, однако этого не случилось. Тот, наоборот, ругается с Максимом Горьким, старавшимся «возродить бунтарский дух» Леонида, и переезжает вместе с новой супругой на виллу, купленную в Италии.

    Творчество и известные произведения

    По мнению многих известных критиков, творчество Андреева всегда было более драматичным, чем у его коллег. Его начальные рассказы – «Баргамот и Агаська», «Город» ─ проникнуты невероятным скептицизмом и негативным отношением к жизни (возможно, сказывалось беднейшее существование самого писателя в этот момент).

    Далее в произведения Леонида Николаева вплетается неверие в человеческий разум и рассудительность («Жизнь Василия Вифейского», «Стена»), а также спиритуализм и увлеченность религиозной тематикой. Известным произведением того периода становится рассказ «Иуда Искариот».

    В периоды революции произведения Андреева отражали всё его стремление быть и бороться вместе с друзьями. К этому периоду относятся такие произведения писателя, как «Рассказ о семи повешенных», «Иван Иванович», «Губернатор», «Красный смех» и многие другие.

    Личная жизнь

    В найденных отрывках дневников, принадлежавших когда-то Леониду Николаевичу Андрееву, присутствует упоминание его первой любви – девушки, которую он встретил в 1890 году. На протяжении четырех лет он пытался добиться её взаимности, но, по мнению библиографов, та была благородного происхождения и не могла ответить взаимностью бедному писателю. В результате в 1894 году Андреев решает покончить жизнь самоубийством, но друзья вовремя приходят на помощь, и писатель отделывается лишь пороком сердца (к слову, именно это и убьет его в будущем).

    В 1908 году Андреев женится на Анне Ильиничне Карницкой и после некоторых раздумий переезжает вместе с ней в Италию. Там же рождается наследник – сын Даниил, который в будущем пойдёт по стопам отца и тоже станет писателем.

    «Сфинкс российской интеллигенции» Леонид Андреев

    Горький ещё при жизни Андреева пророчески заметил: «Не принимаются на нашем чернозёме столь экзотические цветы».

    Леонид Николаевич Андреев родился 9 августа 1871 года в Орле в семье землемера-таксатора и польской дворянки, происходившей из обедневшего рода. Сразу после рождения сына Николай Иванович Андреев получил место чиновника в банке, что немало способствовало улучшению материального положения молодой семьи. В детстве Андреев пользовался особым расположением матери, которая души в нём не чаяла, однако идиллическую картину семейного быта изрядно портил алкоголизм отца, от которого тот и умер в возрасте 42 лет.

    Во время обучения в гимназии молодой Андреев открывает в себе литературный талант, занимаясь многочисленными стилизациями в подражание самым актуальным писателям современности: Чехову, Гаршину, Толстому. Андреев приобрёл немалую долю литературного мастерства, готовя учебные сочинения для всех своих одноклассников, причём в каждом конкретном случае он выдумывал оригинальный, аутентичный стиль. Однако грезил он отнюдь не карьерой писателя, а рисованием. Правда, в Орле не было художественного училища, что не помешало молодому человеку зарабатывать на жизнь рисованием портретов и пейзажей — это ремесло приносило 11 руб. дохода за каждую картину.

    Говоря о литературных кумирах молодого писателя, нельзя не отметить его увлечение трудами популярных тогда немецких философов Артура Шопенгауэра и Фридриха Ницше. Знаменитый трактат Шопенгауэра «Мир как воля и представление» на протяжении многих лет оставался одной из любимейших книг Андреева, под влиянием идей немецкого мыслителя он записал в своём дневнике: «Своими писаниями я разрушу и мораль, и установившиеся человеческие отношения, разрушу любовь и религию и закончу свою жизнь всеразрушением». К слову, именно в старших классах гимназии Андреев открывает свою вторую роковую страсть — любовь к женщинам. Два полюса судьбы человека — любовь и смерть — Андреев ощущал особенно болезненно, что вылилось в три попытки самоубийства и страшные запои. Сам писатель отмечал: «Как для одних необходимы слова, как для других необходим труд или борьба, так для меня необходима любовь. Как воздух, как еда, как сон — любовь составляет необходимое условие моего человеческого существования».

    Портрет писателя Леонида Николаевича Андреева, 1904 г. И. Е. Репин. Источник: Государственная Третьяковская галерея

    В 1891 году после окончания гимназии Андреев поступает на юридический факультет Петербургского университета, однако очередная любовная драма заставляет его на время оставить учебу. Отметим, что распространённое тогда в студенческой среде пристрастие к чтению трактатов по политэкономии, как и повсеместная гражданская активность, особенно не интересовали юного Андреева, проводившего всё свободное время в чтении трудов по метафизике, богословию и истории искусства. Как отмечал брат писателя, тот ночи напролёт проводил за чтением работ Ницше, чью смерть в 1900 году Андреев воспринял как личную трагедию. К тому же летом писатель снова находится в тяжелейшем духовном кризисе из-за неудачной попытки жениться, оттого в результате он решает полностью переключиться на учёбу. В 1897 году он получает диплом второй степени и начинает карьеру адвоката.

    Однако принять деятельное участие в судебных разбирательствах Андрееву не пришлось: он проявил свой литературный талант в написании юридических отчётов и репортажей из зала суда. Начало своей литературной карьеры сам Андреев датирует 1898 годом, когда в московской газете «Курьер» был опубликован его первый рассказ «Баргамот и Гараська». Этот рассказ получил хорошие отзывы критиков, в том числе уже прославившегося тогда Максима Горького. Благодаря его протекции Андреев попадает в писательскую среду, начинает участвовать в заседаниях книгоиздательского товарищества «Знание». Это было первое социалистическое издательство для печати реалистических и даже атеистических произведений, которое в 1901 году выпускает первый сборник рассказов Андреева. Эта книга выдерживает за год 4 переиздания, что приносит её автору мгновенную известность и гонорар в 6 тыс. рублей.

    «Самоубийство». Анкета в «Новом слове», 1912. Источник: wikipedia.org

    Андрееву, как казалось, удалось наладить и личную жизнь: он наконец-то получает согласие на брак с Александрой Михайловной Велигорской (между прочим, внучатой племянницей Тараса Шевченко), которой незадолго до свадьбы посвящает сборник лирических рассказов. «Пустынею и кабаком была моя жизнь, и был я одинок, и в самом себе не имел я друга. Были дни, светлые и пустые, как чужой праздник, и были ночи, тёмные, жуткие, и по ночам я думал о жизни и смерти, и боялся жизни и смерти, и не знал, чего больше хотел — жизни или смерти. Безгранично велик был мир, и я был один — больное тоскующее сердце, мутящийся ум и злая, бессильная воля. Жемчужинка моя. Ты часто видела мои слёзы — слёзы любви, благодарности и счастья, и что могут прибавить к ним бедные и мёртвые слова? Ты одна из всех людей знаешь мое сердце, ты одна заглянула в глубину его — и когда люди сомневались и сомневался я сам, ты поверила в меня».

    Под влиянием Максима Горького Андреев поддаётся стихийности начавшейся русской революции и проводит у себя дома нелегальное заседание РСДРП, в результате писателя арестовывают и отправляют в Таганскую тюрьму. Чтобы как можно быстрее освободиться из тягостного тюремного заключения, Андреев решается на медицинское освидетельствование. Его признают больным тяжёлой формой неврастении, причём врачи отмечают, что болезнь следует «считать неизлечимой, всякие психические и нервные потрясения для него, безусловно, не только вредны, но и опасны». Очередным трагическим потрясением для Андреева оказывается смерть супруги в 1906 году от послеродовой горячки.

    В 1908 году Андреев женится второй раз на Анне Ильиничне Денисевич. Браку предшествовал год страшного запоя, который писатель решил прервать, снова страстно отдавшись работе. Андреев публикует объявление о вакансии личного секретаря, а на собеседовании знакомится с будущей женой. Ей было тогда 22 года, а за плечами — развод и маленькая дочь Нина. Сразу после свадьбы чета Андреевых переезжает в финскую деревню Ваммельсу, недалеко от Петербурга, причём новый дом для молодых супругов Андреев проектирует сам. Правда, эта усадьба, похожая на скандинавский средневековый замок, была уничтожена в годы революции.

    Андреев был одним из самых востребованных писателей своего времени, а его гонорары порой превосходили вознаграждение Бунина и Горького. По словам внучки писателя, ему платили 5 золотых рублей за строчку — небывалые условия для прозаика, ведь до этого такой гонорар назначался только маститым поэтам.

    После революции 1917 года Андреев оказывается в вынужденной эмиграции: та деревня, в которой жил писатель, отошла по мирному договору Финляндии. Андреев очень тяжело переживал все революционные перипетии в России, так или иначе пытался помочь, призывая вмешаться правительства европейских стран, даже вступил в переписку с главнокомандующим Северо-западного фронта адмиралом Колчаком. 19 мая 1918 года он записал в своём дневнике: «Вчера вечером нахлынула на меня тоска, та самая жестокая и страшная тоска, с которой я борюсь, как с самой смертью. Повод — газета, причина — гибель России и революции, а с нею и гибель всей жизни». 2 сентября 1919 года в отдалённой деревне Нейвола, куда семья писателя перебралась из-за близости к линии фронта, Андреев умер от кровоизлияния в мозг.

    Андреев, Леонид Николаевич

    Эта страница использует материалы Википедии. Оригинальная статья — «Андреев, Леонид Николаевич». Список авторов можно увидеть там же на странице истории. Как и на Русская Литература вики, текст Википедии доступен в соответствие с Creative Commons License.

    Андреев,Леонид Николаевич

    Информация

    Название строки 1

    Название строки 2

    Название строки 3

    Андреев считается родоначальником русского экспрессионизма. Его творческий стиль своеобразен и представляет собой сочетание различных литературных направлений.

    1. Биография
    2. Детство
    3. Юность
    4. Первая русская революция и довоенные годы
    5. Первая мировая война,революция 1917 года и смерть писателя
    6. Творчество,основные идеи
    7. Произведения
    8. Рассказы
    9. Пьесы
    10. Романы и повести
    11. Дети
    12. Экранизации и инсценировки произведений
    13. Память
    14. Издания
    15. Литература

    Содержание

    • 1 Биография
    • 2 Детство
    • 3 Юность
    • 4 Первая русская революция и довоенные годы
    • 5 Первая мировая война, революция 1917 года и смерть писателя
    • 6 Творчество,основные идеи
    • 7 Произведения
    • 8 Рассказы
    • 9 Пьесы
    • 10 Романы и повести
    • 11 Дети
    • 12 Экранизации и инсценировки произведений
    • 13 Память
    • 14 Издания
    • 15 Литература

    Биография

    Детство

    Родился в Орле в семье землемера-таксатора Николая Ивановича Андреева (1847—1889) и Анастасии Николаевны Андреевой (урожд. Пацковской) (ум. 1920) — дочери польского помещика. Уже в детстве проявлял интерес к чтению. Учился в орловской классической гимназии (1882—1891). Увлекался творчеством Шопенгауэра и Гартмана.

    Юность

    Юношеская впечатлительность и развитое воображение несколько раз побуждали его на безрассудные поступки: в возрасте 17 лет решил испытать силу воли и лёг между рельсов перед приближающимся паровозом, но остался невредим.

    Окончив гимназию, Андреев поступил на юридический факультет Петербургского университета; после смерти отца материальное положение его семьи ухудшилось, а сам Андреев начал злоупотреблять алкоголем. Одно время Андрееву приходилось даже голодать. В Петербурге пробовал писать свои первые рассказы, однако из редакции, как Андреев вспоминает в своих мемуарах, их вернули со смехом. Отчисленный за неуплату, он поступил на юридический факультет Московского университета. В Москве, по словам самого Андреева: «материально жилось лучше: помогали товарищи и комитет» [3] .

    Л. Андреев работа И. Репина, 1904

    В 1894 году, после любовной неудачи, Андреев пытался покончить жизнь самоубийством. Последствием неудачного выстрела было церковное покаяние и порок сердца, который и вызвал впоследствии смерть писателя. После этого случая Леонид Андреев опять был вынужден бедствовать: теперь ему необходимо было кормить мать, своих сестёр и братьев, перебравшихся в Москву. Перебивался случайными заработками, преподаванием и рисованием портретов на заказ. В политической деятельности не участвовал.

    В 1897 году успешно сдал выпускные экзамены в университете, что открыло ему дорогу в адвокатуру, которой он занимался вплоть до 1902 года. В том же году начинает свою журналистскую деятельность в газетах «Московский вестник» и «Курьер». Свои фельетоны он подписывал псевдонимом James Lynch. В 1898 году в «Курьере» был напечатан его первый рассказ: «Баргамот и Гараська». По словам Андреева, рассказ был подражанием Диккенсу, однако молодого автора заметил Максим Горький, который и пригласил Андреева в книгоиздательное товарищество «Знание», объединяющее многих молодых писателей.

    Первая русская революция и довоенные годы

    «Самоубийство». Анкета писателя в журнале «Новое слово», 1912, июнь

    Настоящая слава пришла к Андрееву после издания в 1901 году его рассказа «Жили-были» в журнале «Жизнь».

    В 1902 году Андреев женится на А. М. Велигорской — внучатой племяннице Тараса Шевченко. За несколько дней до свадьбы Андреев подарил невесте первый сборник своих рассказов, написав в нём:

    В том же году становится редактором «Курьера», вынужден был дать полиции подписку о невыезде из-за своей связи с революционно настроенным студенчеством. Благодаря помощи Максима Горького большим тиражом был выпущен первый том его сочинений. В эти годы обозначилась направленность творчества и его литературная манера.

    В 1905 году приветствовал Первую русскую революцию; укрывал у себя дома скрывавшихся членов РСДРП, 9 февраля к нему на квартиру прибыл для принятия участия на состоявшемся съезде районных представителей член Центрального Комитета РСДРП – Щеколдин Ф. И., где был арестован с Андреевым. 10 февраля был посажен в Таганскую тюрьму за то, что накануне на его квартире прошло тайное собрание ЦК (25 февраля выпущен под залог, внесённый Саввой Морозовым). В этом же году он напишет рассказ «Губернатор», ставший откликом на убийство 17 февраля эсером И. Каляевым московского генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича.

    В 1906 году писатель вынужден уехать в Германию, где у него рождается второй сын, Даниил, который впоследствии станет писателем (его перу принадлежит трактат «Роза Мира»). В декабре того же года от послеродовой горячки умирает его жена (похоронена в Москве на кладбище Новодевичьего монастыря).

    Андреев уезжает на Капри (Италия), где живёт у Горького (с декабря 1906 — до весны 1907 года). После начала реакции в 1907 году — Андреев разочаровывается в самой революции. Он отходит от революционно настроенного писательского окружения Горького.

    В 1908 году Андреев женится на Анне Ильиничне Денисевич (Карницкой) и переезжает в собственный дом в Ваммельсу. На вилле «Аванс» (название было выбрано из-за того, что дом был построен на аванс от издателя) Леонид Андреев пишет свои первые драматические произведения.

    С 1909 года активно сотрудничает с модернистскими альманахами издательства «Шиповник». Из заметки в «Московской газете», 1912 год: «Леонид Андреев отправляется на днях в путешествие по Африке. Путешествие продолжится около двух месяцев. Талантливый писатель чувствует себя здоровым и бодрым и занят теперь изучением разных путеводителей и книг об Африке».

    Первая мировая война, революция 1917 года и смерть писателя

    Начало Первой мировой войны Леонид Андреев встретил с воодушевлением:

    Во время войны Андреев публикует драму о военных событиях в Бельгии («Король, закон и свобода»). В 1914 году драма была экранизирована Акционерным обществом А. Ханжонкова. Впрочем, произведения писателя в то время посвящены, в основном, не войне, а мещанскому быту, теме «маленького человека».

    После Февральской революции 1917 года входил в редакционный Совет реакционной газеты «Русская воля».

    Октябрьскую революцию не принял. После отделения Финляндии от России оказался в эмиграции. Последние сочинения писателя проникнуты пессимизмом и ненавистью к большевистской власти («Дневник сатаны», «SOS»).

    12 сентября 1919 года в 18 часов Леонид Андреев скоропостижно скончался от паралича сердца в местечке Мустамяки, на даче у своего друга — врача и литератора Ф. Н. Фальковского. Был похоронен в Мариоках, рядом с могилой Марии Крестовской, дочерью В. Крестовского. В 1956 году перезахоронен в Ленинграде на Литераторских мостках на Волковом кладбище.

    С 1956 года его избранные произведения часто переиздавались в СССР. В 1991 году в Орле, на родине писателя, открылся Дом-музей Леонида Андреева. С 2015 года функционирует веб-сайт дома-музея.

    Был активным членом Терийокского яхт-клуба, владел несколькими катерами.

    Творчество,основные идеи

    Первые произведения Леонида Андреева, во многом под воздействием бедственных условий, в которых тогда находился писатель, проникнуты критическим анализом современного мира («Баргамот и Гараська», «Город»). Однако ещё в раннем периоде творчества писателя проявились его основные мотивы: крайний скептицизм, неверие в человеческий разум («Стена», «Жизнь Василия Фивейского»), возникает увлечение спиритуализмом и религией («Иуда Искариот»). Рассказы «Губернатор», «Иван Иванович» и пьеса «К звёздам» отражают симпатию писателя к революции. Однако после начала реакции 1907 г. Леонид Андреев отказался от всяких революционных взглядов, считая, что бунт масс может привести лишь к большим жертвам и большим страданиям (см. «Рассказ о семи повешенных»).

    В своём рассказе «Красный смех» Андреев нарисовал картину ужасов современной войны (реакция на Русско-японскую войну). Недовольство его героев окружающим миром и порядками неизменно выливается в пассивность или анархический бунт. Предсмертные сочинения писателя проникнуты депрессией, идеей о торжестве иррациональных сил. В частности, в неоконченном романе «Дневник Сатаны» Андреев проводит идею, что современный человек стал злее и хитрее самого дьявола. Пришествие Сатаны состоялось, но он постепенно «вочеловечивается»— деяния его подчиняются страстной и обманутой любви к Марине. Напротив, поступки ее отца Магнуса автор показывает сверхсатанинскими— продуманными и бесчеловечными, являя пропасть между человеком и его поступками.

    Несмотря на патетический настрой произведений, литературный язык Андреева, напористый и экспрессивный, с подчёркнутым символизмом, встречал широкий отклик в художественной и интеллигентской среде дореволюционной России. Положительные отзывы об Андрееве оставили Максим Горький, Рерих, Репин, Блок, Чехов и многие другие. Произведения Андреева отличает резкость контрастов, неожиданные повороты сюжета, в сочетании со схематической простотой слога. Леонид Андреев признан ярким писателем Серебряного века русской литературы.

    Ссылка на основную публикацию